Громов как командующий авиацией в годы войны. Громов Михаил Михайлович. Испытатели-рекордсмены. Герои неба. Случаи проявления наивысшей степени героизма

Михаи́л Миха́йлович Гро́мов (12 (24) февраля (18990224 ) , Тверь - 22 января , Москва) - советский лётчик и военачальник, генерал-полковник авиации, спортсмен , профессор , Герой Советского Союза .

Биография

Согласно автобиографии, публикация которой в начале 1970-х годов была чрезвычайно затруднена по причине цензуры (автор назвал этот процесс «хождением по мукам»), Михаил Громов имел в своём социальном происхождении как дворянские, так и крестьянские корни. Отец, Михаил Константинович Громов, происходил из семьи дворянской интеллигенции. Как человек чрезвычайно одарённый, он рано проявил разнообразные способности, в том числе в музыке и рисовании. После гимназии он поступил на медицинский факультет Московского университета и далее служил военным врачом.

Мать, Любовь Игнатьевна Андреева, происходила из малограмотной крестьянской семьи, когда подросла, то убежала из дома в Петербург, чтобы получить образование. Там она окончила акушерские курсы, вернулась в Тверь и повстречалась с Михаилом Константиновичем Громовым. Вскоре они тайно обвенчались. Брак их был «неравным», и родные отца М. Громова, узнав о нём, вынуждены были этот брак отвергнуть.

Учёба и карьера

  • окончил Реальное училище Воскресенского .
  • В - учился в МВТУ .
  • В окончил авиационные теоретические курсы при МВТУ .
  • С в армии.
  • В окончил Московскую лётную школу, оставлен в ней лётчиком-инструктором .
  • В - - на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС (ГЛИЦ МО им. В.П. Чкалова).
  • 22 февраля 1938 - комбриг.
  • В - - в ЦАГИ .
  • С марта по август - начальник .

Достижения

Провёл испытания многих известных самолётов. Выполнил ряд дальних перелётов по Европе , в Китай и Японию .

Занимаясь спортом (бегом и гимнастикой), будучи среди первых спортсменов-тяжелоатлетов в Красной Армии, в 1923 году стал чемпионом СССР по тяжёлой атлетике (в тяжёлом весе) .

Звания

Награды

Память

  • Именем М. М. Громова названы улицы в Твери, Москве (Улица Громова), Махачкале, Севастополе , Екатеринбурге , Витебске , Днепропетровске , Челябинске , Владивостоке , Ярославле, площадь в Жуковском Московской области .
  • Имя прославленного лётчика носит .
  • Именем М. Громова назван пассажирский широкофюзеляжный самолёт Ил-96-300 RA-96015 российской авиакомпании «Аэрофлот» .
  • Пионерская дружина школы № 64 г. Свердловска носила имя М. М. Громова.
  • МОУ Лицей № 14 имени М. М. Громова в г. Жуковский.
  • Лицей № 227 города Киева носит имя М. М. Громова.
  • Имя М. М. Громова носит Тверской аэроклуб.
  • Именем М. М. Громова назван сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 .
  • «Громов» - позывной самолётов российской авиакомпании Московия .

В филателии

  • Почтовые марки и конверты

Имя Громова упоминается в песне «Боевая Сталинская»

И ребятам есть одна забота:
Подрасти бы только поскорей,
Чтоб водить, как Громов, самолёты,
Быть бойцом Республики своей.

После выхода в 1943 году фильма «Воздушный извозчик» актёры Михаил Жаров и Людмила Целиковская провели три месяца в расположении 3-й воздушной армии Громова, выступая перед лётчиками. Громов показал Жарову ложный аэродром армии, который вошёл впоследствии как сюжет фильма «Беспокойное хозяйство» .

Сочинения

Напишите отзыв о статье "Громов, Михаил Михайлович"

Литература

  • Кригер Е. Герой Советского Союза М. М. Громов. - М., 1938.
  • Резниченко Г. И. Вся жизнь - небу / Григорий Резниченко.. - М .: Политиздат , 1983. - 96 с. - (Герои Советской Родины). - 200 000 экз. (обл.)
  • Чуев Ф. И. Солдаты империи. Беседы. Воспоминания. Документы. - М.: Ковчег, 1998. (первая глава о М. Громове - «»)
  • «С.П. Королёв. Энциклопедия жизни и творчества» - под редакцией В.А. Лопота, РКК "Энергия" им. С.П. Королёва, 2014 г. ISBN 978-5-906674-04-3

Примечания

Ссылки

. Сайт «Герои Страны ».

  • .
  • (рус.) . Проверено 28 июня 2013. .

Отрывок, характеризующий Громов, Михаил Михайлович

– Можешь себе представить! она отказала, совсем отказала! – заговорила Наташа. – Она сказала, что любит другого, – прибавила она, помолчав немного.
«Да иначе и не могла поступить моя Соня!» подумал Николай.
– Сколько ее ни просила мама, она отказала, и я знаю, она не переменит, если что сказала…
– А мама просила ее! – с упреком сказал Николай.
– Да, – сказала Наташа. – Знаешь, Николенька, не сердись; но я знаю, что ты на ней не женишься. Я знаю, Бог знает отчего, я знаю верно, ты не женишься.
– Ну, этого ты никак не знаешь, – сказал Николай; – но мне надо поговорить с ней. Что за прелесть, эта Соня! – прибавил он улыбаясь.
– Это такая прелесть! Я тебе пришлю ее. – И Наташа, поцеловав брата, убежала.
Через минуту вошла Соня, испуганная, растерянная и виноватая. Николай подошел к ней и поцеловал ее руку. Это был первый раз, что они в этот приезд говорили с глазу на глаз и о своей любви.
– Sophie, – сказал он сначала робко, и потом всё смелее и смелее, – ежели вы хотите отказаться не только от блестящей, от выгодной партии; но он прекрасный, благородный человек… он мой друг…
Соня перебила его.
– Я уж отказалась, – сказала она поспешно.
– Ежели вы отказываетесь для меня, то я боюсь, что на мне…
Соня опять перебила его. Она умоляющим, испуганным взглядом посмотрела на него.
– Nicolas, не говорите мне этого, – сказала она.
– Нет, я должен. Может быть это suffisance [самонадеянность] с моей стороны, но всё лучше сказать. Ежели вы откажетесь для меня, то я должен вам сказать всю правду. Я вас люблю, я думаю, больше всех…
– Мне и довольно, – вспыхнув, сказала Соня.
– Нет, но я тысячу раз влюблялся и буду влюбляться, хотя такого чувства дружбы, доверия, любви, я ни к кому не имею, как к вам. Потом я молод. Мaman не хочет этого. Ну, просто, я ничего не обещаю. И я прошу вас подумать о предложении Долохова, – сказал он, с трудом выговаривая фамилию своего друга.
– Не говорите мне этого. Я ничего не хочу. Я люблю вас, как брата, и всегда буду любить, и больше мне ничего не надо.
– Вы ангел, я вас не стою, но я только боюсь обмануть вас. – Николай еще раз поцеловал ее руку.

У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, [девушек,] выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, [девушки и юноши,] танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, и тем еще более пустили в славу эти балы. Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся, добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцовать и веселиться, как хотят этого 13 ти и 14 ти летние девочки, в первый раз надевающие длинные платья. Все, за редкими исключениями, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки. Иногда танцовывали даже pas de chale лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцовали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в дом Безухова, и бал очень удался, как говорили все. Много было хорошеньких девочек, и Ростовы барышни были из лучших. Они обе были особенно счастливы и веселы. В этот вечер Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кружилась еще дома, не давая девушке дочесать свои косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью.
Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Обе были в белых, кисейных платьях с розовыми лентами.
Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал. Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена была во всех. В того, на кого она смотрела в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена.
– Ах, как хорошо! – всё говорила она, подбегая к Соне.
Николай с Денисовым ходили по залам, ласково и покровительственно оглядывая танцующих.
– Как она мила, к"асавица будет, – сказал Денисов.
– Кто?
– Г"афиня Наташа, – отвечал Денисов.
– И как она танцует, какая г"ация! – помолчав немного, опять сказал он.
– Да про кого ты говоришь?
– Про сест"у п"о твою, – сердито крикнул Денисов.
Ростов усмехнулся.
– Mon cher comte; vous etes l"un de mes meilleurs ecoliers, il faut que vous dansiez, – сказал маленький Иогель, подходя к Николаю. – Voyez combien de jolies demoiselles. [Любезный граф, вы один из лучших моих учеников. Вам надо танцовать. Посмотрите, сколько хорошеньких девушек!] – Он с тою же просьбой обратился и к Денисову, тоже своему бывшему ученику.
– Non, mon cher, je fe"ai tapisse"ie, [Нет, мой милый, я посижу у стенки,] – сказал Денисов. – Разве вы не помните, как дурно я пользовался вашими уроками?
– О нет! – поспешно утешая его, сказал Иогель. – Вы только невнимательны были, а вы имели способности, да, вы имели способности.
Заиграли вновь вводившуюся мазурку; Николай не мог отказать Иогелю и пригласил Соню. Денисов подсел к старушкам и облокотившись на саблю, притопывая такт, что то весело рассказывал и смешил старых дам, поглядывая на танцующую молодежь. Иогель в первой паре танцовал с Наташей, своей гордостью и лучшей ученицей. Мягко, нежно перебирая своими ножками в башмачках, Иогель первым полетел по зале с робевшей, но старательно выделывающей па Наташей. Денисов не спускал с нее глаз и пристукивал саблей такт, с таким видом, который ясно говорил, что он сам не танцует только от того, что не хочет, а не от того, что не может. В середине фигуры он подозвал к себе проходившего мимо Ростова.
– Это совсем не то, – сказал он. – Разве это польская мазу"ка? А отлично танцует. – Зная, что Денисов и в Польше даже славился своим мастерством плясать польскую мазурку, Николай подбежал к Наташе:
– Поди, выбери Денисова. Вот танцует! Чудо! – сказал он.
Когда пришел опять черед Наташе, она встала и быстро перебирая своими с бантиками башмачками, робея, одна пробежала через залу к углу, где сидел Денисов. Она видела, что все смотрят на нее и ждут. Николай видел, что Денисов и Наташа улыбаясь спорили, и что Денисов отказывался, но радостно улыбался. Он подбежал.
– Пожалуйста, Василий Дмитрич, – говорила Наташа, – пойдемте, пожалуйста.
– Да, что, увольте, г"афиня, – говорил Денисов.
– Ну, полно, Вася, – сказал Николай.
– Точно кота Ваську угова"ивают, – шутя сказал Денисов.
– Целый вечер вам буду петь, – сказала Наташа.
– Волшебница всё со мной сделает! – сказал Денисов и отстегнул саблю. Он вышел из за стульев, крепко взял за руку свою даму, приподнял голову и отставил ногу, ожидая такта. Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал. Выждав такт, он с боку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одной ногой и, как мячик, упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму. Он не слышно летел половину залы на одной ноге, и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левой ногой подщелкивая правую, опять летел по кругу. Наташа угадывала то, что он намерен был сделать, и, сама не зная как, следила за ним – отдаваясь ему. То он кружил ее, то на правой, то на левой руке, то падая на колена, обводил ее вокруг себя, и опять вскакивал и пускался вперед с такой стремительностью, как будто он намерен был, не переводя духа, перебежать через все комнаты; то вдруг опять останавливался и делал опять новое и неожиданное колено. Когда он, бойко закружив даму перед ее местом, щелкнул шпорой, кланяясь перед ней, Наташа даже не присела ему. Она с недоуменьем уставила на него глаза, улыбаясь, как будто не узнавая его. – Что ж это такое? – проговорила она.
Несмотря на то, что Иогель не признавал эту мазурку настоящей, все были восхищены мастерством Денисова, беспрестанно стали выбирать его, и старики, улыбаясь, стали разговаривать про Польшу и про доброе старое время. Денисов, раскрасневшись от мазурки и отираясь платком, подсел к Наташе и весь бал не отходил от нее.

Два дня после этого, Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку – приезжай в английскую гостинницу». Ростов в 10 м часу, из театра, где он был вместе с своими и Денисовым, приехал в назначенный день в английскую гостинницу. Его тотчас же провели в лучшее помещение гостинницы, занятое на эту ночь Долоховым. Человек двадцать толпилось около стола, перед которым между двумя свечами сидел Долохов. На столе лежало золото и ассигнации, и Долохов метал банк. После предложения и отказа Сони, Николай еще не видался с ним и испытывал замешательство при мысли о том, как они свидятся.
Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его.
– Давно не видались, – сказал он, – спасибо, что приехал. Вот только домечу, и явится Илюшка с хором.
– Я к тебе заезжал, – сказал Ростов, краснея.
Долохов не отвечал ему. – Можешь поставить, – сказал он.
Ростов вспомнил в эту минуту странный разговор, который он имел раз с Долоховым. – «Играть на счастие могут только дураки», сказал тогда Долохов.
– Или ты боишься со мной играть? – сказал теперь Долохов, как будто угадав мысль Ростова, и улыбнулся. Из за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневной жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким нибудь странным, большей частью жестоким, поступком выходить из нее.
Ростову стало неловко; он искал и не находил в уме своем шутки, которая ответила бы на слова Долохова. Но прежде, чем он успел это сделать, Долохов, глядя прямо в лицо Ростову, медленно и с расстановкой, так, что все могли слышать, сказал ему:
– А помнишь, мы говорили с тобой про игру… дурак, кто на счастье хочет играть; играть надо наверное, а я хочу попробовать.
«Попробовать на счастие, или наверное?» подумал Ростов.
– Да и лучше не играй, – прибавил он, и треснув разорванной колодой, прибавил: – Банк, господа!
Придвинув вперед деньги, Долохов приготовился метать. Ростов сел подле него и сначала не играл. Долохов взглядывал на него.
– Что ж не играешь? – сказал Долохов. И странно, Николай почувствовал необходимость взять карту, поставить на нее незначительный куш и начать игру.
– Со мной денег нет, – сказал Ростов.
– Поверю!
Ростов поставил 5 рублей на карту и проиграл, поставил еще и опять проиграл. Долохов убил, т. е. выиграл десять карт сряду у Ростова.
– Господа, – сказал он, прометав несколько времени, – прошу класть деньги на карты, а то я могу спутаться в счетах.
Один из игроков сказал, что, он надеется, ему можно поверить.
– Поверить можно, но боюсь спутаться; прошу класть деньги на карты, – отвечал Долохов. – Ты не стесняйся, мы с тобой сочтемся, – прибавил он Ростову.
Игра продолжалась: лакей, не переставая, разносил шампанское.
Все карты Ростова бились, и на него было написано до 800 т рублей. Он надписал было над одной картой 800 т рублей, но в то время, как ему подавали шампанское, он раздумал и написал опять обыкновенный куш, двадцать рублей.

В прошлом веке Россия занимала лидирующие позиции в судостроении. В распоряжении ученых были новые ледоходы. Научные экспедиции финансировались за счет государства. Это приносило свои плоды.

Хотя не обходилось и без курьезных ситуаций. Одним из сложнейших случаев стало дрейфование судна, которое в кинематографе получило название «Михаил Громов». Ледокол застрял во льдах Антарктиды в 1985 году, простояв так 133 дня. Как же на самом деле назывался корабль? И что известно о тех сложных и героических событиях?

Прототип судна

«Михаил Громов» - ледокол, который стал основным местом событий картины 2016 года. Прототип же его называется «Михаил Сомов». Настоящий ледоход был заложен в 1974 году Херсонским судостроительным заводом, а год спустя спущен на воду.

Он использовался в плаваниях в северных широтах, был способен пробивать толщу льда до семидесяти сантиметров. Свое название судно получило в честь советского который умер за два года до спуска «Михаила Сомова» на воду.

Ледокол участвовал в двадцать одной советской и российской Антарктических экспедициях. Специалисты смогли изучить гидрометеорологический режим Южного океана, высаживаясь на берега Антарктики. Также судно использовали для доставки необходимого оборудования и провианта исследователям.

Три дрейфа

Днем рождения судна считается 08.07.1975 года, когда на нем был поднят флаг СССР. За годы эксплуатации «Михаил Громов» (ледокол в картине 2016 года) пережил вместе с экипажем три дрейфа.

Впервые это случилось в 1977 году. Ледокол должен был доставить груз на антарктическую станцию «Ленинградская». Судно находилось в тридцати милях от места назначения, когда обстановка ухудшилась. Его унесло в западном направлении на пятьдесят шесть миль. Нагромождения обломков льда не позволили судну двигаться. Дрейф продолжался пятьдесят три дня, с февраля по март 1977 года.

Второй дрейф лег в основу упомянутого выше фильма. Случилось это в 1985 году.

В третий раз ледокол дрейфовал в 1991 году. Судно направлялось к станции «Молодежная», чтобы эвакуировать около ста пятидесяти полярников. Когда люди были доставлены на борт, «Михаил Сомов» вдруг оказался зажат льдами и не смог выйти. Людей пришлось вывозить с помощью вертолетов. В условиях полярной ночи это была сложная задача. Судно дрейфовало с августа по декабрь 1991 года.

133 дня в ледовом плену

История, которая легла в основу сюжета о ледоколе «Михаил Громов», случилась в 1985 году. Судно выполняло очередной рейс в Антарктиду к станции «Русская». Она располагалась вблизи моря Росса.

Этот район всегда славился тяжелым ледовым массивом. Рейс ледокола задержался, поэтому к станции он приблизился к началу антарктической зимы. Судну необходимо было завершить смену зимовщиков, разгрузить топливо и продукты. Из-за усиления ветра корабль заблокировали тяжелые льдины. Он застрял в море Росса.

Для анализа ситуации были задействованы спутники и ледовая авиаразведка. В относительной близости от ледокола был только «Павел Корчагин», но он не мог подойти. Было принято решение эвакуировать экипаж вертолетом. Семьдесят семь человек были доставлены на «Павла Корчагина». Остаться приняли решение пятьдесят три члена экипажа. Возглавлял их капитан Валентин Родченко.

В мае корабль чуть было не выбрался из плена, но усиленные ветра начали сносить льды вместе с кораблем на юг. В июне было принято решение спасать ледокол с помощью «Владивостока». Капитаном спасательной экспедиции был назначен Геннадий Анохин.

История спасения

Пока «Владивосток» добирался к месту назначения, экипаж прототипа ледокола «Михаил Громов», история которого не может не привлекать внимания, экономил топливо и продовольствие. Стирку и баню устраивали только два раза в месяц. Члены экипажа освобождали ото льда руль с винтом, перебирали двигатели. К приходу помощи все должно было работать идеально.

В июле вертолет приземлился рядом с дрейфующим судном. Он доставил медиков и товары первой необходимости. В это время всего в двухстах километрах от «Михаила Сомова» во льдах застрял «Владивосток».

К счастью, спасательное судно было отпущено льдами на следующее утро. За событиями 26.07.1985 года следил весь Советский Союз. Наконец в Москву пришло сообщение, что «Владивосток» добрался до дрейфующего ледокола. Начался вывод последнего из зоны тяжелых льдов.

Суда смогли достичь открытого океана к августу 1985 года. Вскоре они оказались у берегов Новой Зеландии. Отдохнув четыре дня в Веллингтоне, они отправились каждый своим курсом - во Владивосток и Ленинград.

Примечательно, что в спасательной экспедиции принимал участие известный всем сегодня спортивный комментатор Он охотно делится воспоминаниями о тех событиях. Именно после них руководство ТАСС согласилось перевести Гусева в спортивную редакцию. Об этом он просил уже долгое время.

Такова реальная история ледокола «Михаил Громов» 1985 года, точнее, его прототипа. Несмотря на то что он дрейфовал трижды, наибольшую огласку принял случай, который произошел в середине восьмидесятых годов двадцатого века.

На основе реальных событий

Фильм про ледокол «Михаил Громов» был создан в 2016 году. Режиссер опирался на исторические факты, а также на рассказы участников тех событий.

Некоторые моменты были преувеличены, другие - упущены. Не стоит забывать, что фильм не может полностью повторять реальную историю. Режиссер смог создать реалистичный захватывающий сюжет. Какое судно использовалось, чтобы показать ледокол «Михаил Громов» (история 1985 года)?

При создании картины использовался атомный ледоход под названием «Ленин». Он расположен в Мурманске на вечной стоянке. По конструкции он отдаленно напоминает дрейфовавшее сто тридцать три дня судно. Съемки проходили в сложных погодных условиях на протяжении трех месяцев.

Современное состояние

Ледокол смог пережить не только три дрейфа, но и развал Советского Союза. Он до сих пор в строю и используется для доставки топлива и провианта в Арктику. Это свидетельствует о том, что советские инженеры могли делать машины, которые исправно служат в сложнейших погодных условиях на протяжении многих десятилетий.

Мужество и отвага русских ученых всегда поражают обычных людей. Экипаж не покинул дрейфующее судно. Люди доказали, что слаженность действий и целеустремленность способны творить чудеса. Им удалось вызволить судно из ледового плена и доставить целым и невредимым в порт.

Громов Михаил Михайлович – лётчик-испытатель Центрального аэрогидродинамического института.

Родился 11 (23) февраля 1899 года в городе Тверь. Русский. Детство и юность провёл в городах Калуга и Ржев (ныне Тверской области), посёлке Лосиноостровский (ныне в черте Москвы). В 1916 году окончил Московское реальное училище, в 1916-1917 годах учился в Московском высшем техническом училище (МВТУ). В июне 1917 года окончил авиационные теоретические курсы при МВТУ.

В Русской императорской армии с июня 1917 года. Обучался в Московской лётной школе.

В Красной Армии с февраля 1918 года. В июне 1918 года окончил Московскую лётную школу, до 1919 года был в ней лётчиком-инструктором.

Участник Гражданской войны: в ноябре 1919 – лётчик 29-го разведывательного авиаотряда (Восточный фронт). Участвовал в боях с войсками А.В.Колчака, но вскоре из-за болезни попал в госпиталь. В мае-ноябре 1920 – лётчик 2-го авиазвена Приуральского сектора войск внутренней охраны. Совершал боевые вылеты на разведку, разбрасывал листовки-воззвания.

С 1921 – лётчик-инструктор Московской авиационной школы, в 1922-1924 – начальник отделения боевого применения 1-й Высшей авиационной школы лётчиков (город Москва), в мае-июле 1924 – лётчик-инструктор и командир отряда в Высшей военной авиационной школе воздушной стрельбы и бомбометания (город Серпухов ныне Московской области).

В 1924-1930 – лётчик-испытатель Научно-опытного аэродрома (с 1926 года – Научно-испытательного института ВВС). Поднял в небо и провёл испытания многих типов самолётов – У-2 (По-2), И-4, И-3, АНТ-9, АНТ-7 (Р-6), АНТ-10 (Р-7) и других. 23 июня 1927 года при испытаниях истребителя И-1 на штопор впервые в стране выполнил вынужденный прыжок с парашютом из самолёта. Совершил ряд дальних перелётов:

10 июня – 13 июля 1925 года на самолёте Р-1 с бортмехаником Е.В.Родзевичем участвует в групповом перелёте Москва – Пекин (было пройдено расстояние 6.476 км за 52 часа лётного времени). 30 августа – 2 сентября 1925 года на самолёте Р-1 с бортмехаником Е.В.Родзевичем совершил перелёт Пекин – Токио.

31 августа – 2 сентября 1926 года на самолёте АНТ-3 «Пролетарий» с бортмехаником Е.В.Родзевичем совершил круговой перелёт Москва – Кёнигсберг – Берлин – Париж – Рим – Вена – Варшава – Москва (было пройдено 7.150 км за 34 часа 15 минут лётного времени).

10 июля – 8 августа 1929 года на самолёте АНТ-9 «Крылья Советов» с бортмехаником В.П.Русаковым совершил круговой перелёт Москва – Берлин – Париж – Рим – Марсель – Невер – Лондон – Париж – Берлин – Варшава – Москва (пройдено расстояние 9.037 км за 53 часа лётного времени). С апреля 1930 года – в запасе.

В 1930-1941 – лётчик-испытатель и командир авиаотряда Центрального аэрогидродинамического института. Поднял в небо и провёл испытания многих самолётов – АНТ-13 (И-8), АНТ-6 (ТБ-3), АНТ-14, АНТ-25, АНТ-20 «Максим Горький», АНТ-35, АНТ-42 (Пе-8), БОК-15 и многих других.

12-15 сентября 1934 года на самолёте АНТ-25 (второй пилот – А.И.Филин, штурман – И.Т.Спирин) совершил длительный полёт, во время которого достигнута рекордная дальность и продолжительность полёта самолёта – 12.411 км за 75 часов.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 28 сентября 1934 года Громову Михаилу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия 4 ноября 1939 года М.М.Громову была вручена медаль «Золотая Звезда» №8.

Вновь в армии с ноября 1936 года. 12-14 июля 1937 года на самолёте АНТ-25 совершил беспосадочный перелёт (второй пилот – А.Б.Юмашев, штурман – С.А. Данилин) по маршруту Москва – Северный полюс – Сан-Джасинто (США) протяжённостью 10.148 км по прямой (полётное время – 62 часа 17 минут), во время которого были установлены 3 мировых авиационных рекорда дальности полёта (из них 1 – абсолютный).

В 1940-1941 – начальник Научно-технической группы Наркомата авиационной промышленности СССР, в марте-августе 1941 – начальник Лётно-исследовательского института (посёлок Стаханово, ныне город Жуковский Московской области).

В августе-декабре 1941 года находился в правительственной командировке в США по вопросу приобретения американских самолётов.

Участник Великой Отечественной войны: в декабре 1941 – феврале 1942 – командир 31-й смешанной авиационной дивизии (Калининский фронт), в феврале-мае 1942 – командующий ВВС Калининского фронта, в мае 1942 – мае 1943 – командующий 3-й воздушной армией (Калининский фронт), в мае 1943 – июне 1944 – командующий 1-й воздушной армией (Западный и 3-й Белорусский фронты). Соединения под его командованием участвовали в оборонительной операции в районе города Белый, в Ржевско-Сычёвской, Великолукской, Демянской, Орловской, Спас-Деменской, Смоленской и Витебской операциях.

В 1944-1946 – начальник Главного Управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС, в 1946-1949 – заместитель командующего Дальней авиацией.

В мае 1949 – июле 1955 – начальник Управления (с ноября 1954 года – отдела) лётной службы Министерства авиационной промышленности СССР. С августа 1955 года генерал-полковник авиации М.М.Громов – в запасе.

В 1959-1961 – председатель Федерации тяжёлой атлетики СССР. Руководил подготовкой и выступлением сборной СССР по тяжёлой атлетике на XVII Олимпиаде в Риме в 1960 году.

Депутат Верховного Совета СССР 1-2-го созывов (в 1937-1950 годах).

Генерал-полковник авиации (1944), заслуженный лётчик СССР (17.07.1925), заслуженный мастер спорта СССР (24.02.1969), профессор (1937). Награждён 4 орденами Ленина (28.09.1934; 21.02.1945; 25.02.1969; 23.02.1984), орденом Октябрьской Революции (23.02.1979), 4 орденами Красного Знамени (17.07.1925; 1.09.1937; 3.11.1944; 24.06.1948), орденами Суворова 2-й степени (30.08.1943), Отечественной войны 1-й степени (23.11.1942), 3 орденами Красной Звезды (27.10.1932; 17.08.1933; 28.10.1967), медалью «За трудовую доблесть» (16.09.1960), другими медалями, французским орденом Почётного Легиона степени командора (1945), другими иностранными наградами. Удостоен медали де Лаво (ФАИ, 1937).

Бюст М.М.Громова установлен на территории Лётно-исследовательского института, носящего его имя. Его именем также названы площадь в городе Жуковский Московской области, улицы в Москве, Екатеринбурге, Твери и Златоусте (Челябинская область). Имя М.М.Громова носят лицей в Жуковском и школа в Киеве. В Москве на доме, в котором он жил, и в Жуковском на здании, в котором он работал, установлены мемориальные доски.

Примечание: В документах фигурирует ошибочная дата рождения – 24 февраля 1899 года, возникшая из-за неверного перевода старого стиля на новый.

Сочинения:
Тому, кто хочет летать и работать лучше. М., 1958;
Через всю жизнь. М., 1986;
О лётной профессии. М., 1993;
На земле и в небе. Жуковский, 1999;
На земле и в небе. 2-е издание, доп. и испр. Москва, 2005;
На земле и в небе. 3-е издание. М, 2011;
Тому, кто хочет летать и работать лучше. 2-е издание. М., 2012.

Воинские звания:
Полковник (11.1936)
Комбриг (22.02.1938)
Генерал-майор авиации (3.05.1942)
Генерал-лейтенант авиации (30.04.1943)
Генерал-полковник авиации (19.08.1944)

Дата рождения:

Место рождения:

Дата смерти:

Место смерти:

Гражданство:

Род войск:

Годы службы:

Генерал-полковник ВВС СССР

Сражения / войны:

Великая Отечественная война

Учеба и карьера

Достижения

Великая Отечественная война

После войны

Интересные факты

Сочинения

(24 февраля 1899 - 22 января 1985) - советский лётчик и военачальник, Герой Советского Союза, профессор, генерал-полковник авиации.

Биография

Михаил Михайлович Громов родился 24 февраля 1899 в Твери. Детство и юность провёл в Калуге, Ржеве, посёлке Лосиноостровский (мыза Раево, ныне - в черте Москвы).

Согласно своей автобиографии, публикация которой в начале 70-х гг. XX века была чрезвычайно затруднена по причине цензуры (автор назвал этот процесс «хождением по мукам»), Михаил Громов имел в своём социальном происхождении как дворянские, так и крестьянские корни. Отец, Михаил Константинович Громов - происходил из семьи дворянской интеллигенции. Как человек чрезвычайно одарённый, он рано проявил разнообразные способности, в том числе в музыке и рисовании. После гимназии он поступил на медицинский факультет Московского университета и далее служил военным врачом.

Мать, Любовь Игнатьевна Андреева, происходила из малограмотной крестьянской семьи, когда подросла, то убежала из дому в Петербург, чтобы получить образование. Там она окончила акушерские курсы, вернулась в Тверь и повстречалась с Михаилом Константиновичем Громовым. Вскоре они тайно обвенчались. Брак их был «неравным» и родные отца М.Громова, узнав о нём, вынуждены были этот брак отвергнуть.

Учеба и карьера

  • В 1916-1917 учился в МВТУ
  • В 1917 окончил авиационные теоретические курсы при МВТУ
  • С 1917 в армии
  • В 1918 окончил Московскую лётную школу, оставлен в ней лётчиком-инструктором
  • В 1924-1930 - на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС
  • 22 февраля 1938 - комбриг
  • В 1930-1941 - в ЦАГИ
  • С марта по август 1941 - начальник Лётно-исследовательского института.

Достижения

Провёл испытания многих известных самолётов. Выполнил ряд дальних перелётов по Европе, в Китай и Японию.

10-12 сентября 1934 года на самолёте АНТ-25 (второй пилот - А. И. Филин, штурман - И. Т. Спирин) совершил рекордный по дальности и продолжительности перелёт по замкнутому маршруту - 12411 км за 75 часов.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, лётчику-испытателю Громову Михаилу Михайловичу 28 сентября 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза, а Филин А. И. и Спирин И. Т. награждены орденами Ленина.

В 1937 на АНТ-25 (второй пилот - А. Б. Юмашев, штурман - С. А. Данилин) совершил беспосадочный перелёт Москва - Северный полюс - Сан-Джасинто (США), установив 2 мировых авиационных рекорда дальности полёта. За этот перелёт Громов М. М. был награждён орденом Ленина, а Юмашеву А.Б и Данилину С. А. присвоены звания Героев Советского Союза. Международная авиационная федерация (ФАИ) наградила пилотов и штурмана медалью Анри де Лаво за лучшее достижение 1937 года.

Великая Отечественная война

  • декабрь 1941 - февраль 1942 - командир 31-й смешанной авиадивизии (Калининский фронт)
  • февраль - май 1942 - командующий ВВС Калининского фронта
  • 3 мая 1942 - генерал-майор авиации
  • май 1942 - май 1943 - командующий 3-й воздушной армией
  • 30 апреля 1943 - генерал-лейтенант авиации
  • май 1943 - июнь 1944 - командующий 1-й воздушной армией
  • 19 августа 1944 - генерал-полковник авиации
  • 1944-1946 - начальник Главного Управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС.

После войны

  • 1946-1949 - заместитель командующего Дальней авиацией
  • 1949-1955 - начальник Управления лётной службы МАП
  • C 1955 года генерал-полковник авиации Громов - в запасе.
  • 1959-1961 - председатель Федерации тяжёлой атлетики СССР

Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (в 1937-1946 годах).

Звания

  • Заслуженный лётчик СССР (1925)
  • Герой Советского Союза (1934)
  • Профессор (1937)
  • Заслуженный мастер спорта СССР (1969)

Награды

  • медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 8
  • 4 ордена Ленина
  • орден Октябрьской Революции
  • 4 ордена Красного Знамени
  • орден Суворова 2-й степени
  • орден Отечественной войны 1-й степени
  • 3 ордена Красной Звезды
  • медаль де Лаво (ФАИ)
  • советские медали и иностранные награды

Память

Именем М. М. Громова названы улицы в Твери, Москве (Улица Громова), Севастополе, Екатеринбурге, Витебске, Днепропетровске, Челябинске, площадь в г. Жуковском Московской области, самолёт Ту-160 (разбился в 2003 году), самолет Ил-96-300 авиакомпании «Аэрофлот - Российские Авиалинии». Имя прославленного лётчика носит Лётно-исследовательский институт.

Пионерская дружина школы № 64 г. Свердловска носила имя М. М. Громова. А также средняя общеобразовательная школа № 227 города Киева носит имя М. М. Громова

Имя Громова упоминается в песне «Боевая Сталинская»

Сочинения

  • Через всю жизнь - М.: Молодая гвардия, 1986
  • О лётной профессии - М., 1993
  • На земле и в небе. - г. Жуковский. «Печатный двор», 1999

1899-1985

Герой Советского Союза (28.09.1934), лётчик-испытатель 1-го класса (1940), генерал-полковник авиации (1944), заслуженный лётчик СССР (1925), заслуженный мастер спорта СССР (1969), профессор (1937).
Родился 24 (12 — ст.ст.) февраля 1899 года в городе Тверь в семье служащего. Русский. Детство и юность провёл в Калуге, Ржеве, посёлке Лосиноостровский (ныне – в черте Москвы). В 1916-1917 годах учился в МВТУ, в 1917 году окончил авиационные теоретические курсы при МВТУ. С июня 1917 года в армии.
В Красной Армии с 1918 года. В том же году окончил Московскую лётную школу, оставлен в ней лётчиком-инструктором. В ноябре 1919 участвовал в боевых действиях на Восточном фронте в составе 29-го разведывательного авиаотряда. В 1920-1924 — лётчик-инструктор Московской авиационной школы.
В 1924-1930 годах – на лётно-испытательной работе в Научно-испытательном институте ВВС (НИИ ВВС). Выполнил первый полёт и провёл испытания У-2 (По-2) (1927), И-4 (1927), И-3 (1928), И-4бис (1928), АНТ-9 (1929), Р-6 (1929). Выполнил ряд дальних перелётов по Европе, в Китай и Японию. 23 июня 1927 при испытаниях И-1 на штопор впервые в стране выполнил вынужденный прыжок с парашютом из самолёта.
В 1930-1941 — лётчик-испытатель ЦАГИ. В 1940-1941 — начальник Научно-технической группы НКАП. Выполнил первый полёт и провёл испытания Р-7 (1930), И-8 (1930), ТБ-3 (1930), АНТ-14 (1931), АНТ-25 (1933), ТБ-4 (1933), АНТ-20 (1934), АНТ-35 (1936), Пе-8 (1936), БОК-15(1939).
10-12 сентября 1934 года на самолёте АНТ-25 (второй пилот – А.И.Филин, штурман – И.Т.Спирин) совершил рекордный по дальности и продолжительности перелёт по замкнутому маршруту – 12.411 км за 75 часов.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, лётчику-испытателю Громову Михаилу Михайловичу 28 сентября 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» №8.
12-14 июля 1937 года на самолёте АНТ-25 совершил беспосадочный перелёт (второй пилот — А.Б.Юмашев, штурман — С.А.Данилин) по маршруту Москва–Северный полюс–Сан-Джасинто (США), установив 2 мировых авиационных рекорда дальности полёта (из них 1 — абсолютный).
С марта по август 1941 года – начальник Лётно-исследовательского института. Участвовал в облётах УТ-2 на воздушной подушке, Me-109, Г-28 «Кречет».
Участник Великой Отечественной войны: в декабре 1941 года — феврале 1942 года – командир 31-й смешанной авиадивизии (Калининский фронт); командующий ВВС Калининского фронта (февраль-май 1942 года); командующий 3-й (май 1942 года — май 1943 года) и 1-й воздушными армиями (май 1943 года — июнь 1944 года). В 1944-1946 годах – начальник Главного Управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС.
В 1946-1949 годах – заместитель командующего Дальней авиацией. В 1949-1955 годах – начальник Управления лётной службы Министерства авиационной промышленности СССР. С августа 1955 года – в запасе.
В 1959-1961 годах – председатель Федерации тяжёлой атлетики СССР.
Жил в городе-герое Москве. Скончался 22 января 1985 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Награждён 4 орденами Ленина (1934, 1945, 1969, 1984), орденом Октябрьской Революции (1979), 4 орденами Красного Знамени (1925, 1937, 1944, 1948), орденами Суворова 2-й степени (1943), Отечественной войны 1-й степени (1942), 3 орденами Красной Звезды (1932, 1933, 1967), медалями, иностранными наградами. Удостоен медали де Лаво (ФАИ) (1937).
Его именем названа улица в Москве и площадь в городе Жуковский Московской области. На доме, где он жил в Москве, и на здании в городе Жуковский, в котором он работал, установлены мемориальные доски.

Сочинения:

  • Через всю жизнь. М., 1986;
  • О лётной профессии. М., 1993;
  • На земле и в небе . Жуковский, 1999;
  • На земле и в небе. 2-е изд., доп. и испр. Москва, 2005

Источники информации:

  • Испытатели ЛИИ / Васин В.П., Симонов А.А., «Авиационный печатный двор», Жуковский, 2001 /
  • Герои огненных лет. Книга 6. М.: Московский рабочий, 1983
  • Герои Советского Союза и России Северного АО г.Москвы. М., 2003
  • Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 1. М.: Воениз., 1987
  • Долгов И.А. Золотые звёзды калининцев. Кн. 1. — М.: Московский рабочий, 1983
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!