Краткий пересказ рассказа "в прекрасном и яростном мире" (Некрасов Н. А.). Рассказ «В прекрасном и яростном мире Рассказ про машиниста который ослеп

Год издания книги: 1941

Рассказ «В прекрасном и яростном мире» впервые был опубликован в 1941 году в одном из периодических изданий. Первым названием работы было «Машинист Мальцев». В рассказе писатель описывает свой опыт работы на железной дороге. По мотивам произведения Платонова «В прекрасном и яростном мире» в 1987 году был снят одноименный художественный фильм.

Рассказа «В прекрасном и яростном мире» краткое содержание

Книга «В прекрасном и яростном мире» рассказывает об Александре Васильевиче Мальцеве – лучшем машинисте паровоза в местном депо. Все сотрудники Толубеевского депо отмечают, что никто не знает машины настолько хорошо, насколько их знает Мальцев. Он словно чувствует душу паровоза и может ощущать путь. Несколько лет Александр Васильевич работал с пожилым слесарем по имени Федор Драбанов. Однако тот сдал экзамен на машиниста и перевелся на другой паровоз, в результате чего помощником машиниста становится молодой человек Константин. Работать им предстоит на новеньком паровозе серии «ИС».

Новый сотрудник поначалу был очень доволен своей должностью. Однако со временем он заметил, что Мальцев относится к нему с недоверием. Это было заметно хотя бы по тому, что Александр Васильевич все постоянно перепроверял за своим новым помощником. В рассказе «В прекрасном и яростном мире» краткое содержание описывает, что проходит немного времени, и Константин понимает, почему Мальцев ведет себя таким образом. Дело в том, что старый машинист умеет полагаться только на свой собственный опыт и считает себя лучше всех остальных сотрудников. Несмотря на то, что новый помощник периодически злился на Александра Васильевича, он все же восхищался его опытом и уверенностью при вождении паровоза.

В рассказе «В прекрасном и яростном мире» читать можем о том, что через год Мальцев и Константин отправляется в поездку, которая станет роковой для опытного машиниста. Александра Васильевича попросили взять состав, который опаздывал на четыре часа. Диспетчер попросил машиниста сделать все возможное для того, чтобы сократить разрыв во времени настолько, насколько это будет возможно. Мальцев не смеет ослушаться приказа. Он гонит состав на полную силу. Однако уже в середине пути машинисты замечают огромную грозовую тучу. Неожиданно вспыхивает молния, и Мальцев полностью теряет зрение. Несмотря на это, он делает вид, что ничего не произошло, и продолжает управлять паровозом.

Тем временем Константин замечает, что Александр Васильевич понемногу теряет управление. Через некоторое время у них на пути появляется другой состав. Именно тогда Мальцев решил сознаться во всем своему помощнику и передает Константину управление машиной. В рассказе «В прекрасном и яростном мире» Платонова читать можем о том, что тот в свою очередь сделал все возможное для того, чтобы избежать аварии.

На следующее утро к Мальцеву постепенно возвращается зрение, однако из-за случившейся ситуации машиниста арестовывают и как в начинают уголовное производство. Доказать то, что Александр Васильевич невиновен в едва несостоявшийся аварии, практически невозможно. Константин же продолжает работать, но часто думает о своем наставнике.


Наступает зима, и Константин отправляется в гости к своему брату. Тот был студентом физического факультета и проживал в общежитии. Во время разговора Константин выясняет, что в местной лаборатории находится специальная установка Тесла, которая способна вызвать искусственную молнию. В рассказе Платонова «Прекрасный и яростный мир» краткое содержание описывает, что тогда у главного героя появляется гениальный план. Вернувшись домой, он еще раз тщательно обдумал все, что пришло ему в голову.

После этого Константин написал следователю, который занимался делом Мальцева. В письме молодой человек попросил дать разрешение на эксперимент с использованием установки Тесла. Таким образом удастся проверить зрительные органы подсудимого и, возможно, оправдать его. Проходит некоторое время, однако ответа от следователя так и не поступает. Однажды Константину приходит письмо, в котором сообщается, что прокурор дает добро на подобный эксперимент. Он хочет, чтобы экспертизу провели в лаборатории при университете.

Через некоторое время героя рассказе «В прекрасном и яростном мире» Мальцева приводят в лабораторию и используют установку Тесла. Он снова теряет зрение, чем доказывает свою невиновность. Подсудимого оправдывают и выпускают на свободу. Однако зрение к Александру Васильевичу на следующий день так и не возвращается. Константин всеми силами пытается успокоить машиниста и хоть немного подбодрить его. Однако тот даже слушать не хочет своего помощника. Молодой человек предлагает Мальцеву отправиться с ним в рейс. Неожиданно в пути к машинисту полностью возвращается зрение. Константин на радостях разрешает ему вести состав до конечного пункта. Ведь никто, кроме Александра Васильевича, не может так чувствовать машину.

В рассказе «В прекрасном и яростном мире» герои после прибытия рейса отправляются в гости к Мальцеву и долгое время беседуют о жизни. Константину удается проникнуться к своему наставнику. Он хочет заботиться об Александре Васильевиче и постараться его защитить в этом прекрасном, но порой яростном мире.

Рассказ «В прекрасном и яростном мире» на сайте Топ книг

Рассказ Андрея Платонова «В прекрасном и яростном мире» для отечественной литературы стал нарицательным. Он попал в наш и учитывая наличие в школьной программе имеет все шансы еще не раз попасть в наш .

Время, когда создавался рассказ «В прекрасном и яростном мире» («Машинист Мальцев») (1938), было неспокойным: страна жила предчувствием войны. Литература должна была ответить на вопрос о том, какими силами располагает народ, чтобы отразить военную угрозу. А. Платонов в своем рассказе дал такой ответ: «залог победы — душа народа». Основой сюжета стали перипетии жизненного пути машиниста паровоза Мальцева. Этот человек во время грозы от удара молнии потерял зрение и, не заметив это, едва не стал причиной крушения поезда, который вел. После этого зрение вновь вернулось к машинисту. Не сумев ничего объяснить, Мальцев был осужден и попал в тюрьму. Помощник Мальцева предложил следователю смоделировать удар молнии в лабораторных условиях. Следователь так и поступил. Была доказана невиновность машиниста. Однако после опыта Мальцев вновь потерял зрение окончательно, как он думал. В конце рассказа судьба улыбнулась герою: он вновь обретает зрение.

Произведение — не столько об испытаниях, а о том, как люди эти испытания преодолевают. Мальцев — человек высокого романтического духа. Свою работу он считает величественным призванием, проделом человеческого счастья. Герой А. Платонова — поэт своей профессии. Паровоз под его управлением превращается в подобие тончайшего музыкального инструмента, послушного воле артиста. Прекрасный и яростный мир окружает Мальцева. Но столь же прекрасен и яростен мир души этого человека.

Любой человек может потерять физическое зрение. Но далеко не любой сумеет остаться в этом горе зрячим. «Духовное зрение» Мальцева не исчезало ни на мгновение. Кажется, что его выздоровление в конце рассказа — законная награда человеку-победителю.

Но несмотря на то, что рассказ имеет подзаголовок «Машинист Мальцев», А. Платонов раскрывает в произведении и другие человеческие истории. Интересна судьба рассказчика. Это начинающий железнодорожник, помощник машиниста. Он оказался свидетелем драмы, когда Мальцев потерял в пути зрение. Ему же, рассказчику, пришлось спасать этого человека: помощник машиниста беседует со следователем, с болью наблюдает, как страдает Мальцев, лишенный возможности заниматься любимым делом. Рассказчик же оказывается рядом с Мальцевым в минуту, когда зрение вернулось к машинисту.

Мастерство писателя проявляется в изображении обстоятельств, в умении показать духовную эволюцию сознания героя. Рассказчик признается: «Я не был другом Мальцева, и он ко мне всегда относился без внимания и заботы». Но в эту фразу поверить трудно: просто рассказчик не может преодолеть скромности и вслух сказать о нежности своей души. Заключительные слова рассказа раскрывают весь тот прекрасный и яростный мир души, которым живут и Мальцев, и рассказчик. Когда стало ясно, что Мальцев прозрел, «...он повернул ко мне свое лицо и заплакал. Я подошел к нему и поцеловал его в ответ: — Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты видишь теперь весь свет! ». Сказав «весь свет! », рассказчик как бы включил в понятие «свет» и духовную красоту Мальцева: машинист победил не только внешние обстоятельства, но и свои внутренние сомнения.

План пересказа

1. Знакомство с машинистом Мальцевым и его помощником.
2. Мальцев берется за трудное задание и слепнет во время движения поезда. Такое управление составом могло привести к катастрофе.
3. Мальцев прозревает, его отдают под суд и сажают в тюрьму.
4. Бывший машинист снова слепнет во время проведения следственного эксперимента с похожими на молнию электрическими разрядами.
5. Помощник машиниста после специального экзамена сам водит пассажирские составы. Он берет слепого Мальцева в поездку.
6. Мальцев прозревает.

Пересказ

Герой рассказывает о случае, произошедшем с ним и «лучшим паровозным машинистом» Мальцевым. Он был молодой, тридцатилетний, .но уже имел квалификацию первого класса и водил скорые поезда.

Мальцева первым пересадили на новый пассажирский паровоз «ИС». Рассказчика назначили ему в помощники. Он был очень доволен возможностью овладеть искусством вождения, а заодно и приобщиться к новой технике.

Машинист принял нового помощника равнодушно. Он во всем полагался только на себя и свои знания, поэтому тщательно перепроверял все детали и узлы машины. Это было привычкой, но оскорбляло ученика неверием в его способности. Но за профессионализм герой многое прощал своему учителю, который точно чувствовал дорогу. Поезд никогда не опаздывал, даже задержки на промежуточных станциях в пути они быстро нагоняли.

Мальцев практически не общался ни с помощником, ни с кочегаром. Если он хотел указать на недостатки в работе машины, которые следовало устранить, он стучал ключом по котлу. Он думал, что любить паровоз и водить его так, как он, никто другой не сможет. «И мы, правда, не могли понять его умения», — признается автор.

Однажды машинист разрешил рассказчику повести состав самостоятельно. Но уже через какое-то время тот шел с отставанием от графика на четыре с половиной минуты. Мальцев с успехом это время компенсировал.

Почти год герой проработал помощником. И тут произошло событие, перевернувшее жизнь героев. Они взяли состав с опозданием в четыре часа. Диспетчер попросил сократить этот разрыв, чтобы пустить порожняк на соседнюю дорогу. Состав вошел в зону грозовой тучи. Синий свет ударил по ветровому стеклу, ослепив героя. Это была молния, но Мальцев ее не видел.

Наступила ночь. Герой заметил, что Мальцев стал хуже вести машину, позже стало ясно, что с ним творится неладное. Когда герой закричал, машинист экстренно затормозил. На дороге стоял человек и махал раскаленной кочергой, чтобы остановить поезд. Впереди, всего в десяти метрах, стоял паровоз товарного состава. Они не заметили, как прошли желтый, красный, другие предупреждающие сигналы. Это могло привести к катастрофе. Мальцев велел помощнику вести паровоз, признавшись, что ослеп.

Доложив начальнику депо об инциденте, помощник пошел проводить его до дома. Уже на подходе к дому Мальцев снова прозрел.

После происшествия Мальцева отдали под суд. Помощника машиниста следователь вызвал в качестве свидетеля, и тот сказал, что не считает Мальцева виновным, поскольку машинист ослеп от близкого разряда молнии. Но следователь с недоверием отнесся к этим словам, ведь на остальных молния не подействовала. Но у героя появилось свое объяснение. По его мнению, Мальцев ослеп от света молнии, а не от самого разряда. И когда молния ударила, он был уже слепой.

Мальцева все равно сочли виновным, поскольку он не передал управление помощнику, рискуя жизнью сотен людей. От следователя герой пошел к Мальцеву. На вопрос, почему тот не доверил ему свое место, он ответил, что ему казалось, что он видит свет, а на самом деле это было в его воображении. Мальцева посадили в тюрьму. Герой стал помощником у другого машиниста. Но он скучал по Мальцеву, по его умению по-настоящему работать, и не оставлял мысли помочь ему.

Он предложил провести опыт с заключенным с помощью установки Тесла для получения искусственной молнии. Однако эксперимент проводили без предупреждения, и Мальцев снова ослеп. Но теперь шансов на возвращение зрения было гораздо меньше. И следователь, и герой почувствовали себя виновными в случившемся. Обретя справедливость и невиновность, Мальцев получил болезнь, которая мешала ему жить и работать.

В этот момент впервые герою пришла мысль о существовании неких роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека. «Я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных для человеческой жизни обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей». Но герой решил не сдаваться и сопротивляться обстоятельствам. Через год бывший помощник сдал экзамен на звание машиниста и стал самостоятельно водить пассажирские составы. Очень часто он встречал Мальцева, который, отираясь на трость, стоял у станционной платформы и «жадно дышал запахом гари и смазочного масла, внимательно слушал ритмичную работу паровоздушного насоса». Он понимал тоску Мальцева, потерявшего смысл жизни, но ничем не мог ему помочь.

Мальцева раздражали доброжелательные слова и сочувствие. Однажды герой обещал взять его с собой в поездку, если тот будет «сидеть тихо». Слепой был согласен на все условия. На следующее утро герой посадил его на место машиниста. Поверх его рук положил свои руки, и так они ехали до места назначения. На обратной дороге он снова посадил учителя на свое место. И на спокойных участках даже позволял ему вести машину самостоятельно. Рейс благополучно заканчивался, поезд не опаздывал. Герой надеялся на чудо. На последнем перегоне он специально не стал сокращать ход перед желтым сигналом светофора. Вдруг Мальцев встал, протянул руку к регулятору и закрыл пар. «Я вижу желтый свет», — сказал он и начал тормозить. «Он повернул свое лицо и заплакал. Я подошел к нему и поцеловал его в ответ». Желание Кости «защитить его (своего учителя) от горя судьбы» совершило чудо. До конца следования Мальцев вел машину самостоятельно. После рейса они просидели вместе весь вечер и всю ночь. На этот раз враждебные силы отступили.

Главный герой рассказа — Александр Васильевич Мальцев — считался лучшим паровозным машинистом в депо. Он был доволь-но молодым — около тридцати лет — но уже имел статус маши-ниста первого класса. И никто не удивился, когда его назначили на новенький и очень мощный пассажирский паровоз «ИС». Это было «разумно и правильно». Помощником Мальцева стал рас-сказчик. Он был чрезвычайно доволен тем, что попал на эту ма-шину «ИС» — единственную в депо.

Мальцев не проявил практически никаких чувств по отноше-нию к новому помощнику, хотя и пристально наблюдал за его работой. Рассказчика всегда поражало то, что после проверки машины и ее смазки Мальцев все сам перепроверял и смазывал заново. На эту странность в поведении машиниста повествователь часто досадовал, считал, что ему просто не доверяют, но потом свыкся. Под шум колес он забывал о своей обиде, увлеченный приборами. Часто смотрел он на то, как вдохновенно управляет машиной Мальцев. Это было похоже на игру актера. Мальцев вни-мательно следил не только за дорогой, но успевал порадоваться красоте природы, и даже маленький воробей, попавший в воз-душную струю от паровоза, не ускользал от его взгляда.

Работа всегда происходила молча. И только иногда Мальцев постукивал ключом по котлу, «желая, чтобы я обратил свое вни-мание на какой-нибудь непорядок в режиме работы машины…». Рассказчик говорит, что работал очень усердно, но отношение машиниста к нему было ровно таким же, как и к смазчику-кочегару, и все так же тщательно проверял он все детали за своим по-мощником. Однажды, не удержавшись, рассказчик спросил у Маль-цева, почему тот все перепроверяет за ним. «А я сам хочу, — улыб-нувшись, ответил Мальцев, и в улыбке его была грусть, пора-зившая меня». Уже потом стала понятна причина этой грусти: «он чувствовал свое превосходство перед нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта, тайне видеть одновременно и попутного воробья, и сигнал впереди, ощущая в тот же момент путь, вес состава и усилие машины». А значит, ему было просто скучно наедине со своим талантом.

Однажды рассказчик попросил Мальцева позволить ему не-много повести машину, но у него в поворотах машину забрасыва-ло, подъемы преодолевались медленно, и уже совсем скоро на-бралось опоздание на четыре минуты. Как только управление перешло у руки самого машиниста, опоздание было нагнано.

Рассказчик проработал у Мальцева около года, когда произошла трагическая история… Машина Мальцева взяла состав в восемь-десят пассажирских осей, которые уже шли с опозданием в три часа. Задачей Мальцева было как можно больше сократить это время, хотя бы на час.

Тронулись в путь. Машина работала почти на пределе, и ско-рость была не меньше девяноста километров в час.

Поезд ехал навстречу огромной туче, внутри которой все кло-котало и сверкали молнии. Скоро кабину машиниста захватил вихрь пыли, почти ничего не было видно. Внезапно ударила молния: «мгновенный синий свет вспыхнул у моих ресниц и проник в меня до самого содрогнувшегося сердца; я схватился за кран инжекто-ра, но боль в сердце уже отошла от меня». Рассказчик посмотрел на Мальцева: он даже не изменился в лице. Как оказалось, он и молнии не видел.

Вскоре поезд миновал ливень, начавшийся вслед за молнией, и выехал в степь. Рассказчик заметил, что Мальцев стал хуже вести машину: на поворотах поезд забрасывало, скорость то сни-жалась, то резко повышалась. По-видимому, машинист просто устал.

Занятый неполадками в электрических приборах, рассказчик не заметил, что поезд мчится под красные предупреждающие сигналы. Вот уже колеса застучали по петардам. «Мы петарды давим!» — закричал рассказчик и потянулся к управлению. «Прочь!» — воскликнул Мальцев и надавил на тормоза.

Паровоз остановился. Метрах в десяти от него стоят другой паровоз, его машинист изо всех сил махал красной раскаленной на огне кочергой, подавая сигнал. Это означало, что в то время, пока рассказчик отвернулся, Мальцев проехал сначала под жел-тый, потом под красный семафор, да и мало ли еще под какие сигналы. Почему же он не остановился? «Костя! — позвал меня Александр Васильевич.

Я подошел к нему. — Костя! Что там впереди нас? — Я объяс-нил ему.

Рассказчик довел удрученного Мальцева до дома. Возле самого дома он попросил оставить его одного. На возражения рассказчика он ответил: «Теперь я вижу, ступай домой…» И действительно, он увидел, как его жена вышла встречать его. Костя решил прове-рить его и спросил, покрыта ли платком голова у его жены, или нет. И получив верный ответ, оставил машиниста.

Мальцева отдали под суд. Рассказчик старался изо всех сил оправдать своего начальника. Но то, что Мальцев поставил под угрозу не только свою жизнь, но и жизни тысяч людей, не мог-ли ему простить. Почему слепой Мальцев не передал управление другому? Почему так рисковал?

Эти же вопросы задаст рассказчик и Мальцеву.

«Я привык видеть свет, и я думал, что вижу его, а я видел его тогда только в своем уме, в воображении. На самом деле я был слепой, но я этого не знал. Я и в петарды не поверил, хотя и услышал их: я подумал, что ослышался. А когда ты дал гудки остановки и закричал мне, я видел впереди зеленый сигнал, я сразу не догадался». С пониманием отнесся рассказчик к словам Мальцева. Материал с сайта

На следующий год рассказчик сдает экзамены на машиниста. Каждый раз, уезжая в дорогу, проверяя машину, он видит Маль-цева, сидящего, на крашеной скамейке. Он опирался на трость и поворачивал свое лицо с опустевшими слепыми глазами в сто-рону паровоза. «Прочь!» — только и говорил он на всякие попыт-ки рассказчика утешить его. Но однажды Костя предложил Маль-цеву поехать с ним: «Завтра в десять тридцать я поведу состав. Если будешь сидеть тихо, я возьму тебя в машину». Мальцев согласился.

На следующий день рассказчик пригласил Мальцева на маши-ну. Слепой был готов подчиняться, поэтому он смиренно обещал ничего не трогать, а только слушаться. Одну руку его машинист положил на реверс, а другую — на рычаг тормоза, а сверху поло-жил свои руки, чтобы помогать. На обратном пути шли так же. Уже на подходе к месту назначения рассказчик увидел желтый светофор, но решил проверить своего учителя и шел на желтый полным ходом.

«Я вижу желтый свет», — сказал Мальцев. «А может быть, ты опять только воображаешь, что видишь свет!» — ответил рассказ-чик. Тогда Мальцев повернул свое лицо к нему и заплакал.

Он довел машину до конца без помощи. А вечером рассказчик пошел с Мальцевым к нему домой и долго не мог оставить его одного, «как родного сына, без защиты против действия внезап-ных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • как вы поняли состояние рассказчика когда он глядел на машину ис? В чём он сравнивал эту радость?
  • андрей платонов "в прекрасном и яростном мире" краткое
  • краткое содержание рассказа что я видел
  • краткое содержание в прекрасном и яростном мире
  • краткое содержание андрей платонович платонов

Первоначальное название рассказа – «Машинист Мальцев». Под таким заголовком он был напечатан в сокращённом виде во втором номере журнала «30 дней» за 1941 г., а в третьем номере журнала «Дружные ребята» за 1941 г. под названием «Воображаемый свет». Рассказ был написан в 1938 г.

В произведении отражён опыт писателя, который в 1915-1917 гг. работал помощником машиниста в окрестностях Воронежа, да и отец его был механиком и помощником машиниста.

Литературное направление и жанр

В некоторых изданиях «В прекрасном и яростном мире» печатается с подзаголовком «Фантастический рассказ». Действительно, двойное ослепление молнией, двойное восстановление зрения не имеют научных доказательств. И совершенно неизвестно, как влияет молния и предшествующая ей электромагнитная волна на зрение отдельных людей. Для читателя даже неважно, есть ли вообще эта электромагнитная волна.

Все эти физические и биологические объяснения ослепления машиниста Мальцева и его чудесного исцеления действительно фантастичны, но в целом рассказ реалистичен. Главное в нём – не фантастические элементы, а характеры рассказчика и машиниста Мальцева, показанные в развитии.

Тематика и проблематика

Тема рассказа – одиночество мастера. Основная мысль состоит в том, что талант часто приводит к гордыне, которая делает человека слепым. Чтобы увидеть мир, нужно раскрыть ему навстречу сердце.

В произведении поднимается проблема превозношения и сочувствия, одиночества, проблема справедливости наказания человеком человека, проблема вины и ответственности.

Сюжет и композиция

Небольшой рассказ состоит из 5 частей. Повествование динамично, охватывает два года. Рассказчик становится помощником машиниста Мальцева на новом паровозе и работает с ним около года. Вторая главка посвящена той самой поездке, во время которой машинист ослеп и чуть не въехал в хвост товарному поезду. Третья главка описывает суд над Мальцевым и обвинение его.

Четвёртая часть повествует о событиях, происходящих через полгода, зимой. Рассказчик находит способ доказать невиновность Мальцева, но искусственная молния вызывает необратимую слепоту заключённого. Рассказчик ищет пути помочь слепому.

Пятая часть повествует о событиях, случившихся ещё через полгода, летом. Рассказчик сам становится машинистом и берёт с собой в дорогу слепого машиниста. Рассказчик управляет машиной, положив свои руки на руки слепого машиниста. В какой-то момент слепой смог разглядеть жёлтый сигнал, а потом стал зрячим.

Каждая часть рассказа фиксирует какой-нибудь эпизод из истории о Мальцеве: обычная поездка – роковая поездка – суд – эксперимент с молнией и освобождение – исцеление.

Название рассказа связано с последними словами рассказчика, желающего уберечь Мальцева от враждебных сил прекрасного и яростного мира.

Герои и образы

Образ прекрасного мира, враждебного человеку – основной в рассказе. В рассказе два главных героя: машинист Александр Васильевич Мальцев и рассказчик, которого Мальцев называет Костя. Рассказчик и Мальцев не особенно дружны. Рассказ – это история их взаимоотношений, сближения, обретения в беде друга.

Машинист Мальцев – настоящий мастер своего дела. Уже в 30 лет он имеет квалификацию машиниста первого класса, именно его назначают машинистом новой мощной машины «ИС». Рассказчик восхищается работой своего машиниста, который ведёт паровоз «с уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста». Основная черта, которую у Мальцева подмечает рассказчик – равнодушие к людям, работающим вместе с ним, некая отчуждённость. Одна из особенностей Мальцева огорчает рассказчика: машинист перепроверяет всю работу своего помощника, как будто не доверяет ему. Во время работы Мальцев не разговаривает, а только стучит ключом по котлу, давая безмолвные указания.

Рассказчик со временем понял, что причина такого поведения Мальцева в чувстве превосходства: машинист считал, что лучше понимал паровоз и больше любил его. Эта гордыня, смертный грех, возможно, и стала причиной его испытаний. Хотя таланта Мальцева действительно никто не мог понять, как и превзойти его в мастерстве.

Мальцев не видел молнии, а, ослепнув, не понял этого. Мастерство его было так велико, что он вслепую вёл машину, внутренним зрением видя, представляя весь привычный путь, но, конечно, не умея рассмотреть красный сигнал, казавшийся ему зелёным.

Выйдя из тюрьмы, слепой Мальцев не может привыкнуть к своему новому положению, хотя не бедствует, получая пенсию. Он смиряется перед рассказчиком, который предлагает ему проехать в его паровозе. Возможно, именно это смирение стало началом выздоровления Мальцева, который сумел довериться рассказчику. Его внутренний мир раскрылся вовне, он заплакал и увидел «весь свет». Не только материальный, но и мир других людей.

Рассказчик – человек, любящий свою работу, как и Мальцев. Даже созерцание хорошей машины вызывает у него воодушевление, радость, сравнимую с чтением стихов Пушкина в детстве.

Для рассказчика важно хорошее отношение. Он человек внимательный и старательный. В нём заложена удивительная и редкая способность сочувствовать и защищать. Эта черта рассказчика, как и его профессия, автобиографичны.

Например, рассказчику представляется, что паровоз спешит на защиту далёких земель. Так и забота о Мальцеве побуждает рассказчика добиваться справедливости на суде, встречаться со следователем, чтобы оправдать невиновного Мальцева.

Рассказчик – человек прямой и правдивый. Он не скрывает, что обижен на Мальцева, прямо говорит ему, что тюрьмы не избежать. Всё-таки рассказчик принимает решение помочь Мальцеву, «чтобы защитить его от горя судьбы», от «роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека».

Рассказчик не считает себя виноватым во вторичной слепоте Мальцева, он доброжелателен, несмотря на то, что Мальцев не желает прощать его или беседовать с ним. Уже после чудесного исцеления Мальцева рассказчик желает защищать его, как родного сына.

Ещё один герой рассказа – справедливый следователь, который провёл эксперимент с искусственной молнией и терзается угрызениями совести, потому что доказал «невиновность человека посредством его несчастья».

Стилистические особенности

Поскольку рассказ написан от первого лица, а рассказчик Костя, хоть и любит Пушкина . человек технического склада, Платонов нечасто использует свой специфический, наполненный странной метафоричностью язык. Этот язык прорывается только в особенно важные для автора моменты, например, когда автор словами машиниста объясняет, что машинист Мальцев вобрал весь внешний мир в своё внутреннее переживание, таким образом обретя власть над ним.

Рассказ изобилует профессиональной лексикой, связанной с работой паровоза. Очевидно, и во времена Платонова мало кто понимал детали работы паровоза, а сегодня, когда паровозов нет, эти подробности вообще непонятны. Но профессионализмы не мешают читать и понимать рассказ. Наверное, каждый читатель представляет что-то своё, когда читает, что Мальцев отдал «реверс на полную отсечку». Важно, что Машинист исполнял свою трудную работу хорошо.

В рассказе важны детали. Одна из них – взгляд и глаза Мальцева. Когда он ведёт машину, глаза его глядят «отвлечённо, как пустые». Когда Мальцев высовывает голову, рассматривая окружающий мир, его глаза блестят воодушевлением. Слепые глаза машиниста снова становятся пустыми и спокойными.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!