Социальная психология в действии! Как лженаука в россии вышла из подполья Псевдонаука отличается

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Сразу хочу оговориться. Эта статья подготовлена не для того, чтобы кого-то обидеть, что-то доказать или с кем-то поспорить. Цель - уберечь вас от слишком серьезного отношения к достаточно распространенным теперь явлениям в нашей жизни, которым пытаются дать научное обоснование, чтобы ввести в заблуждение и получить с помощью этого свою материальную выгоду. Ведь даже самого образованного человека, который постоянно занимается саморазвитием, могут обвести вокруг пальца обыкновенные шарлатаны.

Более того, некоторые стремятся получить государственное финансирование для своих псевдонаучных исследований, поэтому в России работает целая «Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований», в которой заседают академики, доктора и кандидаты наук. Они давно уже определили основные признаки, отличительные особенности и классификацию, а также назвали конкретные псевдодисциплины. Рассмотрим семь самых популярных в нашей повседневности лженаук.

1 лженаука: Гомеопатия

Доказательств ее эффективности не существует. Более того, гомеопатия идет вразрез с законами природы. Нет таких явлений в физике или биохимии, в соответствие с которыми она бы работала. Это просто и не более того. Даже в клинических испытаниях обычных лекарств 10% закладывается на него. А у некоторых производителей доходит и до 40%. Это общепринятая практика. Что уж говорить об альтернативной медицине. Более подробно о псевдонаучности этого явления можно узнать из документального фильма Ричарда Докинза «Гомеопатия».

2 лженаука: Парапсихология

Здесь прячется целый комплекс псевдонаучных дисциплин. Все они изучают сверхъестественные психические способности людей, животных и растений с помощью научной методологии. Парапсихологи утверждают, что якобы конфиденциально проводились лабораторные исследования, которые даже финансировались некими университетами, но лишь малая часть результатов публиковалась в научных журналах. Ну да, ответим мы, многие «результаты» отражены в голливудских блокбастерах.

Большинство признанных ученых считают парапсихологию (не путать с ) псевдонаукой. И это неудивительно - более чем сто лет исследований не дали ни одного адекватного доказательства существования заявленных парапсихических феноменов.

3 лженаука: Астрология

Псевдонаучность этого популярного в современном мире явления доказывают описательные и предсказательные практики, а также различные традиции и верования, на которые она опирается. Попыток дать физическое обоснование астрологии очень много. Но до сих пор ни одна из них не увенчалась успехом. Современная наука полностью отрицает действительность астрологических методик, провозглашающих влияние небесных тел на человека и мир в целом. А независимое агентство «Национальный научный фонд США» использует ее в качестве эталонной лженауки в своей оценочной системе.

4 лженаука: Уфология

Эта «дисциплина» занимается поиском и изучением доказательств существования неопознанных летающих объектов и инопланетян, а также их «посещения» и мысленного общения с ними и других проявлений якобы внеземного разума (например, круги на полях). Название «уфология» происходит от американской аббревиатуры UFO, а по-русски - НЛО (неопознанный летающий объект). Обычно эти термины используются в СМИ и совсем не встречаются в научных текстах. Много различных специалистов интересуются загадками, связанными с НЛО, но характер этого интереса, как указано в энциклопедии «Кругосвет», «…неоднороден - от строгого научного исследования до параноидальных идей и откровенного шарлатанства».

5 лженаука: Эзотеризм

Это совокупность особых восприятий реальности, которое имеет некое тайное содержание и выражается в психодуховных практиках. Здесь нужно быть особо осторожным тем, кто увлекается . Эзотеризм опирается на магию, алхимию, астрологию, гностицизм, кабалу, теософию, суфизм, йогу, буддийскую тантру, масонство, мондализм и так далее. Звучит как-то жутко и безумно, согласитесь. Существует много подходов к определению эзотеризма в качестве особой области культуры. В отечественной истории философии эту лженауку иногда представляют как совокупность многообразных форм знаний, которые приводятся интеллектуальными сообществами. Однако эти умозаключения находятся вне рационализма, принятых норм и эталонов, а также отличаются от классического научного образца и стандарта.

6 лженаука: Соционика

Попытка разделить всех людей на земле на определенные изначально не может быть успешна. Ведь для того, чтобы дать научное обоснование соционике, нужно исследовать абсолютно всех людей на земле и доказать, что они относятся к тому или иному социотипу. Как вообще можно подогнать под определенные рамки человека, который отличается от всего остального живого мира своей достаточно сложной душевной организацией?

7 лженаука: Нумерология

Ее часто называют «магией чисел» (книга « » не имеет к этому никакого отношения) и не зря, поскольку в основном нумерологию используют для гадания. Как и другие подобные псевдонауки она отрицает любую возможность опровержения своих выводов. А ее концепция близка к астрологии и другим древним паранаукам.

И в заключении хочу добавить. Мы даже и представить себе не можем сколько полезных и очень нужных сейчас для человечества открытий было загублено упомянутой выше «Комиссией по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований». Например, множество разработок в области альтернативных источников энергии определены ею как псевдонаучные…

Ознакомиться с полным списком лженаук можно на официальном сайте Комиссии - https://klnran.ru.

Если у вас есть сомнения, опровержения или размышления по поводу того, что является лженаукой, а что - нет, пишите в комментариях к этой статье.

Организованный фондом «Эволюция» совместно с РВК. Учёные, популяризаторы, организаторы научпоп-мероприятий, блогеры и научные журналисты собрались, чтобы начать борьбу. Борьбу против лженауки, псевдооткрытий, недоэкспериментов и липовых учёных.

Что такое лженаука? Насколько эта проблема актуальна в России? Что делается и что можно сделать ещё? Вот об этом говорили, думали, решали и договаривались.

Какие задачи нужно решить, чтобы изгнать лженауку и шарлатанство из поля зрения?

  • Научить популяризировать науку;
  • Глубоко исследовать лженауку;
  • Работать с обществом, которое одобряет лженауку;
  • Сделать науку и образование доступными.

Тезисы привели, теперь расскажем о каждом из этих пунктов подробнее.

Популяризация науки для популяризаторов науки

Сама по себе наука - это глобальная познавательная деятельность специалистов, а её популяризация - это «перевод» полученных знаний на язык, доступный всем остальным. Только так наука сможет полностью реализоваться в обществе, и именно поэтому просветительское сообщество обязано содействовать совершенствованию такого «перевода». Кроме того, науке нужно учиться использовать инструменты продвижения, совершенно нормально работающие в других сферах деятельности. О том, почему настоящей науке не хватает пиара, рассказывает Виталий Егоров, блогер, специалист по связям с общественностью в космической компании России.

Виталий Егоров

блогер, специалист по связям с общественностью в космической компании России

Дело в том, что наука противоречит базовым принципам и биологическим потребностям человека. Наука - это сложно, она требует умственного напряжения. Чтобы разобраться в любой научной теме, нужно постараться: сесть, взять книгу, разобраться, сделать собственные выводы. Всё это нелегко, требует времени и возможностей.

Но самое главное - наука не оставляет места для чуда. А лженаука обещает людям именно чудо - мгновенное излечение, немедленное состояние счастья и самую правильную правду. Именно поэтому стопроцентной победы науки над лженаукой не произойдёт никогда.

Более того, антинаука - это повод для существования самих просветителей, ведь если не будет её, не будет и смысла в общественной деятельности популяризаторов. Задача популяризаторов - пользоваться деятельностью лженауки в собственных интересах.

Например:

В октябре 2016 года российская организация «Национальный совет по гомеопатии» подала в суд на журнал «Вокруг света» за опубликованную статью научного журналиста Аси Казанцевой о гомеопатии «Растворённая магия» . В заявлении организации утверждалось, в частности, что статья журналиста, «порочит метод гомеопатии, успешно применяемый во многих странах более 200 лет».

В интернете такой лакомый инфоповод вызвал рост запросов как по вопросу гомеопатии, так и по исследованиям о пользе и вреде такого метода лечения, и на эту самую статью Аси Казанцевой.

Так любое действие со стороны лженауки может работать на просветителей. Лженаучное сообщество умеет привлекать к себе внимание. Часть этого внимания должно перетягивать на себя уже научное сообщество, расширяя аудиторию, повышая свою узнаваемость и вовлекая людей в получение новых знаний.

Лженаука вышла из тени и шагает по стране

Лженаука постоянно совершенствуется. Как только её противники находят способы эффективной борьбы, она, подобно вирусу, начинает мутировать и избавляться от уязвимостей.

Например, в 1970-х астрологию критиковали за то, что она почему-то учитывает в расчетах лишь несколько тел Солнечной системы. К концу века некоторые астрологи были готовы вводить в свои расчёты что угодно, вплоть до пульсаров и квазаров. Этим они «обосновывали» научность и современность своих гаданий.

Но особо пышным цветом астрология расцвела в нашей стране. Когда в бывшем СССР отменили цензуру, вместе с открывшейся исторической правдой на головы наших сограждан полились и тонны прочей непроверенной информации. Гражданам было трудно отличить одно от другого: если от населения умалчивали про ГУЛАГ, то, может, и астрологию зря называли лженаукой?

Одновременно с этим наука почти лишилась финансирования, отчего сильно упал её авторитет в обществе. Исчезла научно-популярная литература. Резко снизился уровень образования. Разные авантюристы, дорвавшись до рычагов управления, увидели в лженауке эффективный способ манипулирования людьми и стали продвигать её на телевидении.

Член комиссии по борьбе с лженаукой РАН Александр Сергеев поднял проблему существования лженауки в России. Даже не просто существования, а настоящей эпидемии.

Александр Сергеев

член комиссии по борьбе с лженаукой РАН

Проблема в том, что в России ситуация несколько аномальная по сравнению с остальным миром. У нас случился неприятный казус - лженаука в нашей стране демаргинализировалась.

Лженаука должна существовать как необходимый противовес. Но её место - где-то в тени; её дело - иногда осторожно высовываться из норки, вызывать споры и критику. У нас же она вышла из маргинального положения, стала массовой и одобряемой.

Вот они, признаки выхода лженауки из подполья:

  • Лженаука стала организованной. Сейчас трудно найти крупное научное учреждение, скажем, уровня большого университета, в котором не было бы серьезного направления, исследующего абсолютно лженаучные области.
  • Лженаука юридически защищена. Если вы попытаетесь противодействовать лженауке, называя конкретные имена и компании, то получаете иски в суд.
  • Лженаука получила государственную поддержку. Например, гомеопатия официально признана приказом Минздрава в 1991 году. А недавно в сети появилась информация о том, что Минздрав планирует выдавать лицензии народным целителям.
  • Лженаука служит политическим целям. Такой вид лженауки служит для обоснования конкретных принимаемых решений. Например, в своё время геополитика, имеющая лженаучную базу, была обоснованием экспансии Третьего рейха и его движения на Восток.

Достаточно вспомнить пригретого высокими чиновниками Петрика, который гениально производит судебные иски, а не научные исследования.

Лженауке подыграло развитие интернета, позволившие каждому создавать и распространять любые мифы. Этим яростно пользуются мошенники, а зачастую и журналисты несознательно им подыгрывают. Как мы видим сейчас, российское законодательство фактически защищает мошенников: назови кого-то лжеученым, и можно сразу ждать иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. В результате лженаука в России вышла из-под всякого контроля.

Расцвет лженауки как зеркало общественных проблем

В 2011 году немецкий министр обороны Карл Гуттенберг покинул свой пост из-за обвинения в плагиате докторской диссертации. Его отставка стала результатом деятельности анонимного сетевого сообщества VroniPlag. Похожий проект действует и в России.

Доктор физико-математических наук, сооснователь проекта «Диссернет» Андрей Ростовцев рассказывает, как липовые диссертации перекликаются с лженаукой и что после этого происходит.

Андрей Ростовцев

доктор физико-математических наук, сооснователь проекта «Диссернет»

Наука - это явление социальное, а исследование диссертаций, научных работ, монографий и фальсификаций в них - это большой социологический эксперимент. Само содержание фальшивых диссертаций не так интересно, как интересен феномен распространения этого явления.

Ростовцев полагает, что масштабы этого явления в России обрели катастрофический характер и, пожалуй, ни в одной цивилизованной стране таких масштабов нет. Да, в академической сфере всего мира существует явление подлога, но в России это приобрело институциональный объем и государственную поддержку.

Фальсификация в академической сфере - лакмусовая бумажка, которая говорит, насколько тот или иной человек готов пойти на подлог в своей жизни. Академическая и повседневная жизнь - это коррелируемые явления.

Какой высоты барьер отделяет человека от того, чтобы после фальшивой диссертации не начать фальсифицировать что угодно?

Речь идёт не просто об отдельных псевдоученых, а про целые слои сообщества, насыщенные академическими званиями. Например, в Государственной Думе больше 60% людей с учёными степенями. Для сравнения: только каждый восьмой депутат немецкого бундестага является дипломированным учёным.

Еще один занимательный факт:

исследование команды «Диссернета» показало, что распределение фальшивых диссертаций по специальностям очень неоднородно. С большим отрывом лидирует экономика, второе место делят педагогика и право.

Такое распределение соответствует распределению по самым проблемным областям российского государства в целом: больная экономика, ущербная юриспруденция, деградирующее образование - всё, что нам, к сожалению, известно на основании собственного жизненного опыта.

Почему возникает такая корреляция между проблемами в определённой сфере жизни общества и масштабом фальсификации в соответствующей области знаний? Ключевым словом в ответе на этот вопрос является «невежество».

Именно высокий уровень невежества и отсутствие сильного экспертного сообщества в определенной области знания, с одной стороны, не позволяют выстроить надёжный заградительный барьер и открывают двери перед мошенниками и фальсификаторами, а с другой, - приводят к общему снижению качества определённой сферы деятельности.

Качественное образование и научное знание должны быть доступны для всех

В начале осени британский научный журнал Nature опубликовал на своих страницах статью по важной теме современности - «Наука только для богатых?» . Автор репортажа на примере 8 стран (Соединенные Штаты, Китай, Великобритания, Япония, Бразилия, Индия, Кения и Россия) попытался разобраться, как социальное положение граждан влияет на возможность получения качественного образования.

Освещая положение дел в современной России, автор приходит к выводу, что страна после распада Советского Союза всё же сохраняет прежние советские идеалы в области образования. Отмечается, что в России сегодня довольно большая доля студентов и научных работников, которые росли в семьях со средним и низких доходом, но, тем не менее, получили неплохое образование. Автор заключает, что российскую модель все-таки можно отнести к моделям сбалансированного доступа образования. О том, как организовать сбалансированную модель доступного образования, рассказал Александр Василевский.

Александр Василевский

кандидат химических наук, научный сотрудник Института биоорганический химии РАН

Команду Института биоорганической химии недавно пригласили организовывать первую биологическую смену в образовательном центре «Сириус». Со всей страны отобрали 160 школьников-победителей Всероссийских олимпиад по биологии, экологии и химии и показывали, как на самом деле устроены научные исследования. Почему этот вроде бы небольшой пример важен? Потому что в этот центр попадают вне зависимости от экономических возможностей или социального положения.

Тем не менее, нужно продолжать вести работу над образованием так, чтобы доступ к лучшим знаниям имели все - и те, у кого «всё хорошо», и те, кто имеет возможность учиться только в дворовой школе.

«Слёт» закончился, но не закончилось желание участников продолжить борьбу «добра со злом». Озвученные темы позволили просветителям сформировать перечень задач, стоящих перед всем научным сообществом:

  • расширение аудитории просветительских мероприятий, интернет-сайтов, СМИ, книг;
  • пропаганда консолидированного мнения научного сообщества по важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющим научную составляющую;
  • просвещение школьных учителей, методическая и научная поддержка учителей;
  • просвещение лиц, принимающих решения.
  • изучение лженауки как общественного явления;
  • построение горизонтальной сети взаимодействия между просветительскими проектами;
  • использование разнообразных форматов, в том числе совсем популярных; построение цепочек форматов от простых к сложным;
  • использование нетрадиционных площадок и медиа-ресурсов: учительские форумы, геймерские сообщества и т. п.

Что удастся сделать к следующему «Слёту» и насколько участники продвинутся в своей борьбе, покажет время. Нам остаётся не только надеяться, но и самим что-то делать. Мы вот написали о том, что происходит. Ваше дело - советовать хорошие книги и статьи знакомым и друзьям, заботиться о своих пожилых близких людях и создавать активный информационный фон, разоблачающий заблуждения и понукающий мошенничества.

На вопрос: "Какие науки вы знаете?", большинство людей легко перечислят: "Математика, физика, химия, биология, география, история, психология…" И практически никто не упомянет астрологию, хиромантию или уфологию. Хотя они имеют все признаки "настоящей" науки, эти направления относят к "псевдонаучным", а то и вовсе к "лженаучным". Но почему?

Дело в том, что любое научное утверждение требует неоспоримых доказательств. Если отыскать их не удается, то никакая гипотеза не может считаться доказанной. А все "паранауки" существуют лишь на уровне гипотез, предположений и наблюдений. Более того, настоящая наука использует лишь утверждения, проходящие по критерию Поппера о фальсификации, то есть такие, которые принципиально могут быть опровергнуты при помощи экспериментов, наблюдений или умозаключений. А вот гипотезы лженаук принципиально неопровержимы.

Есть и еще одно отличие — эксперименты и выводы ученых должны быть независимо воспроизводимы. Грубо говоря, если один научный работник поставил эксперимент по воздействию, например, силы тяжести на падающий предмет (как это сделал в свое время Ньютон) и описал методику этого эксперимента, то другой ученый, воспользовавшись этой методикой, должен получить похожие результаты (если этого не случилось, то либо методика неправильная, либо эксперимент поставлен некорректно. А в "лженауках" результаты исследований одного "адепта" совершенно невоспроизводимы другим — так, одну и ту же астрологическую карту два разных астролога трактуют по-разному.

Ну и наконец, если в науке определенный результат получается всегда в результате каких-то действий и процессов, то здесь четкой воспроизводимости результатов нет. Давайте рассмотрим самые распространенные "лженауки" и их шансы стать истинными науками.

Астрология

Люди начали предсказывать будущее по расположению звезд и планет начиная с глубокой древности. Так, в шумеро-вавилонских мифах небесные тела отождествлялись с богами. Сегодня гороскопы печатаются почти в каждом издании. Но, хотя чаще всего черты того или иного человека соответствуют его "зодиакальному типу", предложенному астрологами, встречается и немало отдельных расхождений. Поэтому на астрологические данные можно ориентироваться лишь "в общих чертах".

Нумерология

Это учение о влиянии чисел на судьбы людей и различные процессы. Основоположником нумерологии считается знаменитый древнегреческий философ и математик Пифагор, который считал, что любой объект или явление можно выразить цифрами.

Вероятно, Пифагор не стал бы бросать слов на ветер. Но существует такое различие нумерологических методик, что сложно понять, какая из них самая верная. Например, в одном случае предлагается сложить порядковые номера букв фамилии, имени и отчества, а затем привести их к простому числу, а в другом — только номера букв имени и фамилии. Понятно, что в итоге получаются разные числа, и можно ли судить по ним о личности человека — большой вопрос.

Физиогномика

Она пытается доказать связь между внешностью человека и чертами его личности. Сюда входят особенности черт лица, строения тела, а также трактовка поз и жестов в разных ситуациях. Между тем, люди с похожей внешностью могут порой иметь совершенно разные характеры. Это показали исследования пар близнецов. Так что однозначных выводов делать не стоит.

Хиромантия

Это искусство "чтения" судьбы по линиям и буграм на человеческой ладони. Проблема в том, что в разных пособиях и руководствах приводится различная интерпретация ладонных узоров. К тому же, рисунки на правой и левой ладонях часто не совпадают. Многие все же признают хиромантию, но правильно толковать ладонные символы способны лишь единицы. Чтобы стать настоящим хиромантом, необходимо долго и серьезно обучаться.

Гомеопатия

Это "парамедицинское" направление, использующее для лечения болезней особые препараты растительного происхождения. При этом препарат и дозировка подбираются индивидуально в зависимости от психологических особенностей пациента. Хотя имеются многочисленные свидетельства об эффективности такого лечения, большинство медицинских исследований не подтвердили того, что эти средства оказывают лечебное воздействие.

Парапсихология

Сюда входит изучение таких явлений, как ясновидение, телепатия, телекинез, телепортация и гипноз. Безусловно, все эти феномены существуют, так как тому есть немало примеров. Но в то же время еще никому не удалось объяснить их природу и вывести какие-то закономерности.

Уфология

Уфологи изучают неопознанные летающие объекты, а также контакты с предполагаемыми представителями внеземного разума. Но пока вся "наука" сводится к констатации разрозненных фактов, якобы имеющих отношение к НЛО и инопланетянам. Доказать, что между ними есть какая-то связь, не удается, как и объяснить их природу.

Криптозоология и криптоботаника

Эти смежные паранауки заняты поиском животных и растений, либо вымерших, либо известных нам по мифам и легендам. В поле зрения криптозоологов оказались, например, снежный человек, Лох-Несское чудовище и чупакабра. Они отслеживают факты появления таких существ, но идентифицировать их не в состоянии.

Как же нам относиться к "паранаукам"? Отвергать или все-таки принимать во внимание? Может быть, их следует рассматривать как теории, имеющие право на существование, но не как неоспоримую истину. Ведь лишние знания никогда не бывают вредны.

С другой стороны, любое знание обязательно должны иметь практическую сторону — иначе просто никто не будет давать деньги на исследования. И вот тут-то "паранауки" подводит вышеупомянутая принципиальная невоспроизводимость результатов. Если объяснить на примере, то представьте себе, что вы сомневаетесь в диагнозе, который поставил вам доктор, поскольку прописанное им лечение привело не к улучшению, а к ухудшению вашего здоровья. Вы можете пойти к другому врачу, который, следуя той же самой методике обследует вас и и подтвердит, что его коллега действительно сделал ошибку. На этом основании вы можете подать в суд на первого врача и получить компенсацию за тот вред здоровью, который вам нанесла его ошибка.

А теперь представим ту же ситуацию, в которой действует не врач, а, например, астролог. Предположим, он составил для вас прогноз, который совершенно не подтвердился и, более того, следуя ему, вы потеряли много денег. Сможете ли вы в данном случае доказать в судебном порядке что ошибка данного "специалиста" нанесла вам ущерб? Нет, потому что единой методики проверки деятельности астрологов не существует, и ни один коллега этого неудачливого предсказателя принципиально не сможет убедительно доказать, что тот ошибся.

КСЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие мировоззрения

Мифологическое

Религиозное

Философское

Научное

3. Определение науки

4. Черты и свойства науки

● объективность

● обоснованность

● безграничность

● универсальность

● формальность

● системность

5.Функции:

1) познавательно-объяснительная

2) мировоззренческая

3) производственная

Цели

Задачи :

:

7.Уровни научного познания

1) эмпирический

2) теоретический

Структура научного метода

.

Сущность псевдонауки

Г) Отсутствие законов

Негативные проявления и опасности техники

Они связаны с двумя аспектами: А) Экологически значимые последствия Б) Последствия в сфере деятельности человека

18. Различные понимания времени зарождения науки

Наука как система знаний (древние цивилизации)

Наука как религиозно доказанное знание (VI-VII в до н.э.Древняя Греция)

Наука как практическое знание (Новое время, XVII-XVIII вв)

Наука как институт общества (XIX в)

Наука как ведущая форма общественного прогресса (XX в)

Предпосылки рационализации мировоззрения в Древней Греции

➢ На смену вере и мифам приходят попытки дать логическое обоснование.

➢ Ставится задача объяснить феномен человеческой души.

➢ Происходят философские попытки найти начало мира и его субстанцию.

➢ Происходит демифологизация окружающего мира, природы и космоса.

Достижения древнегреческой науки

1) Наука как теоретическое и доказательное знание

2) Заложены основные принципы математики, астрономии и механики

3) Развитие теоретических методов научного познания

Основные принципы квантовой механики

1). Принцип дополнительности Бора.(для описания объектов микромира используются как корпускулярные, так и волновые свойства) 2).Принцип неопределенности Гейзенберга. Микрообъект обладает либо определенным положением, либо имеет энергию.(связан с 1 принципом) 3.) Вероятная интерпретация Де Бройля(элементарные частицы находятся в определенном месте с определенной вероятностью.)(нет фиксированного места). 4). Корпускулярно-волновой дуализм материи.(в микромире микрообъекты могут проявляться как частицы и как волны) Постулат о поглощении и излучении квантами Принцип Паули - 2 и более электрона не могут находиться в одном квантовом состоянии. Следовательно на одной атомной орбите не может находиться более 2 электронов.

Принцип неопределенности Гейзенберга

Принцип неопределенности гейзенберга. согласно принципу, невозможно одновременно знать точное положение и точную скорость объекта, потому что каждый объект во вселенной ведет себя и как частица, и как волна. у микрообъектов есть либо место, либо опред-я энергия. Невозможно одновременно точно определить местоположение частицы и ее импульс(чем точнее определяется координата частицы, тем более неопределенным становится ее импульс и наоборот).

Физический вакуум

физ.вакуум-особая среда,формирующая пространство вселенной,не содержащие реальных частиц и энергии.представляет собой множество всевозможных виртуальных частиц и античастиц, которые в отсутствии внешних полей могут превратиться в реальные. Нпосредственно не наблюдается, но проявление его свойств регистрируется в экспериментах. Роль фундаментальной материальной основы мира. Физ ваакум - такая непрерывная среда, в которой нет ни частиц вещества, ни поля, а только исчезающие и появляющиеся виртуальные частицы.

Общие положения теории Большого взрыва

По современным представлениям, наблюдаемая нами сейчас Вселенная возникла 13,7 ± 0,13 млрд лет назад из некоторого начального «сингулярного» состояния и с тех пор непрерывно расширяется и охлаждается. Согласно известным ограничениям по применимости современных физических теорий, наиболее ранним моментом, допускающим описание, считается момент Планковской эпохи с температурой примерно 1032 К (Планковская температура) и плотностью около 1093 г/см³ (Планковская плотность). Ранняя Вселенная представляла собой высокооднородную и изотропную среду с необычайно высокой плотностью энергии, температурой и давлением. В результате расширения и охлаждения во Вселенной произошли фазовые переходы, аналогичные конденсации жидкости из газа, но применительно к элементарным частицам. Приблизительно через 10−35 секунд после наступления Планковской эпохи (Планковское время - 10−43 секунд после Большого взрыва, в это время гравитационное взаимодействие отделилось от остальных фундаментальных взаимодействий) фазовый переход вызвал экспоненциальное расширение Вселенной. Данный период получил название Космической инфляции. После окончания этого периода строительный материал Вселенной представлял собой кварк-глюонную плазму. По прошествии времени температура упала до значений, при которых стал возможен следующий фазовый переход, называемый бариогенезисом. На этом этапе кварки и глюоны объединились в барионы, такие как протоны и нейтроны. При этом одновременно происходило асимметричное образование как материи, которая превалировала, так и антиматерии, которые взаимно аннигилировали, превращаясь в излучение. Дальнейшее падение температуры привело к следующему фазовому переходу - образованию физических сил и элементарных частиц в их современной форме. После чего наступила эпоха нуклеосинтеза, при которой протоны, объединяясь с нейтронами, образовали ядра дейтерия, гелия-4 и ещё нескольких лёгких изотопов. После дальнейшего падения температуры и расширения Вселенной наступил следующий переходный момент, при котором гравитация стала доминирующей силой. Через 380 тысяч лет после Большого взрыва температура снизилась настолько, что стало возможным существование атомов водорода (до этого процессы ионизации и рекомбинации протонов с электронами находились в равновесии). После эры рекомбинации материя стала прозрачной для излучения, которое, свободно распространяясь в пространстве, дошло до нас в виде реликтового излучения

Сильный Антропный принцип

Однако и этого некоторым ученым показалось мало для объяснения наблюдаемой пригодности нашей Вселенной для жизни, в результате чего был сформулирован сильный антропный принцип: Вселенная обязана быть устроена так, чтобы в ней могла зародиться разумная жизнь. В этой его версии принцип выходит за рамки слабого антропного принципа и утверждает, что зарождение жизни во Вселенной не только возможно (слабый принцип), но и фактически неизбежно. Сторонники этого взгляда на вещи обосновывают свою точку зрения тем, что имеется некий универсальный (и до сих пор не открытый) закон, согласно которому все фундаментальные вселенские константы попросту не могут отличаться от тех, которые мы имеем в объективной реальности. Крайняя точка зрения в этой космогонической традиции доходит до того, что не только универсальные константы предопределены, но и развитие сознающего разума во Вселенной неизбежно.

ПОЛИТТЕОРИЯ КОНСПЕКТЫ

1.Вебер (Политика как профессия и призвание)

2. Политсознание (определение) и идеологии

3. Избирательная система

4.государство (по Хейвуду): малое, пустотелое, социалдемократическое.тоталитарное.коллективизированное

5. Виды парт. Систем

6.Общественные движения

7. Группы интересов – определения, виды (Хейвуд)

КСЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие мировоззрения

Мировоззрение - картина мира, система теорий, представлений, принципов, ценностей, идеалов, характеризующих отношение человека к окружающим его миру, обществу и самому себе.

2. Основные типы мировоззрения

Мифологическое - образное знание, передаваемое из поколения в поколение, формирует единое отношение к миру.

Религиозное - вера в сверхъестественную силу; распространение своих знаний через особый источник. Отличие от мифов - упорядоченность, существование символов и канонов веры

Философское - рациональное знание, основанное на разуме, сферой познания которого является внутреннее состояние человека.

Научное - основано на рациональном знании, важнейшим компонентом которого является разум

3. Определение науки

1) как система достоверных знаний, выраженных в форме теорий

2) как духовная деятельность; познавательная деятельность, направленная на получение практически подтвержденных знаний

3) как социальный институт; система организаций учреждений, вырабатывающих распространение и сохранение знаний

4. Черты и свойства науки

● объективность

● обоснованность

● безграничность

● универсальность

● формальность

● системность

5.Функции:

1) познавательно-объяснительная (наука занимается производством и воспроизводством знания, которое в конечном итоге принимает форму гипотезы или теории, описывающей, объясняющей, систематизирующей добытые знания,способствуя прогнозированию дальнейшего развития, что позволяет человеку ориентироваться в природном и общественном мире)

2) мировоззренческая (не будучи сама мировоззрением, наука наполняет мировоззрение объективным знанием о природе и обществе и тем самым способствует формированию человеческой личности как субъекта познания и деятельности)

3) производственная (наука становится непосредственной производительной силой, участвуя в создании производства современного уровня, одновременно внедряясь в другие сферы жизни общества.)

4) социальная (образовательная) (наука разрабатывает методы и формы обучения, формирует стратегию образования на базе разработок психологии, антропологии, педагогики, дидактики и др. наук)

Цели :получение знаний об объективном и субъективном мире, постижение объективной истины

Задачи :

1) сбор, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов

2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания

3) систематизация полученных знаний

4) объяснение сущности явлений и процессов

5) прогнозирование событий, явлений и процессов

6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний

6.Предпосылки возникновения науки

Неолитическая революция → рационализация форм деятельности и общения→ разделение труда и развитие духовной культуры→ возникновение письменности→ путь от мифа к логосу.

Предпосылки возникновения науки формировались в процессе разрешения ряда противоречий :

● между мифом и абстрактным знанием

● между противоречащими мифами

● между рациональными знаниями и практической потребностью в расширении этих знаний

Кроме того выделяют такую предпосылку как идея рационального обоснования знания, что является важнейшим условием возникновения науки.

7.Уровни научного познания

1) эмпирический

нацелен непосредственно на изучение своего объекта

Цель: изучение научных факторов и выявление эмпирических закономерностей

Методы: наблюдение, эксперимент, описание, сравнение, изменение

2) теоретический

нацелен на постижение сущности изучаемых явлений

Цель: выявление законов, гипотез, теорий

Методы: анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, идеализация

8.Классификация научных методов

Обычно методы разделяют на эмпирические и теоретические в соответствии с двумя основными уровнями научного познания.

Наблюдение, Индукция, Эксперимент, Дедукция, Измерение, Анализ, Сравнение, Синтез, Формализация, Моделирование, Аксиомотизация, Математическая гипотеза

Структура научного метода

Научный метод - способ организации средств познания для достижения научной истины, система регулятивных принципов познавательной деятельности .

Структура метода содержит три самостоятельных аспекта:

● концептуальный (представления об одной из возможных форм исследуемого объекта)

● операционный (предписания, нормы, правила, принципы, регламентирующие познавательную деятельность субъекта)

● логический (правила фиксации результатов взаимодействия объекта и средств познания)

Сущность псевдонауки

Псевдонаука – социально-психологическое явление, которое, не выполняя в обществе функций, связанных с получением достоверного и практически эффективного знания, претендует на статус и авторитет науки.

Она отличается от науки, во-первых, содержанием своего знания, и, во-вторых, его структурой, которой свойственна фрагментальность и неинтегрированность.

Отличительные черты псевдонауки

А) Некритический анализ исходных данных

Б) Пренебрежение противоречащими фактами

В) Неизменяемость взглядов, несмотря ни на какие возражения

Г) Отсутствие законов

Д) Нарушение общепринятых этических норм

12.Социальные функции псевдонауки

Функции отчасти совпадают с функциями самой науки (познавательно-объяснительной, мировоззренческой, прогностической), однако псевдонаучное знание изменяет характер их исполнения.

Проблема определения научности теории встает потому, что ряд теорий, возникающих на границе научного знания, может оказаться как научным, так и псевдонаучным.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!