Как запомнить стихи из кодификатора к егэ по литературе. Подготовка к егэ "сопоставление тем по литературе" Егэ литература лирика тема природы

Сопоставление тем лирики ЕГЭ по литературе С4

Тема

Произведение

Дружба

А.Пушкин

«19 окт 1825» В Михайловском, во « мраке заточенья », поэт одинок, но его воображение « товарищей зовет », а мысль о них согревает время разлуки.Кюхельбекера П. называет « мой брат родной по музе, по судьбам »

«Пущину» « Мой первый друг, мой друг бесценный!/ И я судьбу благословил,/Когда мой двор уединенный,/Печальным снегом занесенный,/Твой колокольчик огласил »

Няню П. называет « подругой дней моих суровых », а возлюбленную « друг прелестный »

Б.Окуджава

«Возьмемся за руки друзья» « Возьмемся за руки друзья, /Чтоб не пропасть поодиночке »

В.Высоцкий

« Песня о друге »(Если друг оказался вдруг)« Пусть он в связке в одной с тобой-/Там поймешь, кто такой» «Значит, как на себя самого/Положись на него »

Свобода

А.Пушкин

Ода « Вольность » « Хочу воспеть свободу миру,/На тронах поразить порок! »

« К Чаадаеву » Свобода- это возможность реализации « души прекрасных порывов »

« Узник » « Мы вольные птицы,/ пора, брат, пора »

М.Лермонтов

«Узник» « Отворите мне темницу,/Дайте мне сиянье дня »

« Парус » (вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает стремление к свободе)

Любовь

А.Пушкин

« Я вас любил », « На холмах Грузии », « Я помню чудное мгновение »( К*** ). Любви все возрасты покорны: «Мне не к лицу и не по летам… Пора, пора мне быть умней! Но узнаю по всем приметам Болезнь любви в душе моей» «Признание»

Ф.Тютчев

Любовь - максимальная близость людей, «союз души с душой родной » и неравная борьба; «съединенье», «слиянье», «сочетание» и –«поединок роковой» Предопределение »)

А.Фет

Стихи о любви импрессионистичны, в центре внимания сам лирический герой. « Шепот, робкое дыханье » - 12 строчек рисуют картину страстного любовного свидания от первых секунд поздним вечером до расставания на рассвете.

В.Маяковский

« Лиличка! » - взволнованный лирический монолог, в котором выражается безоглядное любовное чувство героя ст. Любовная тема продолжает развитие в ст. « Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви ». « Письмо Татьяне Яковлевой »- любовное интимное переживание переводится в план социально-политический. В любовной лирике очевидна эволюция Маяковского от лирического поэта к поэту-трибуну, гражданину.

А.Ахматова

Как правило, А. фиксирует нюансы мыслей, чувств отвергнутой женщины, понимающей, что вместе с возлюбленным, от нее уходит сама жизнь. «Я сбежала, перил не касаясь, Я сбежала за ним до ворот, Задыхаясь, я крикнула: «Шутка, все что было, Уйдешь, я умру!» Улыбнулся, спокойно и жутко, И сказал мне: «Не стой на ветру» « Сжала руки под темной вуалью » Любовь у А. превращается в поединок сильных личностей (ст. « Он любил », « А я думал, я тоже такая », «Тебе покорной? Ты сошел с ума! ») В сборнике « Четки » появляются стихи, повествующие о преодолении любовной тоски, о понимании того, что жизнь прекрасна, бесконечна, непостижима, что природа и бог могут врачевать незарастающие раны любви: «Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться богу. И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.» «Я научилась просто, мудро жить»

М.Лермонтов

« Молитва »- лирический герой молится не за себя, («не за свою молю душу пустынную»)а за возлюбленную. « Нищий »- любовь приносит не радость, а боль и страдания: «Так я молил твоей любви, С слезами горькими, с тоскою, Так, чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!»

Природа

А.Пушкин

«Кавказ», «Зимнее утро», «Осень», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» - пейзаж служит средством раскрытия душевного состояния поэта.

Ф. Тютчев

Природа означает « мир, мирозданье » (цельный образ)

« И гам лесной, и шум нагорный-

Все вторит весело громам

« Весенняя гроза »

Природа у Т. одухотворена, наделена душой и сознанием. Об осеннем вечере:

«Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья».

Природа и человек связаны между собой (« Как океан объемлет шар земной», «Silentium! »)

А.Фет

Фет воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека,личности и мирозданья.

«И как в росинке чуть заметной

Весь солнца лик ты узнаешь,

Так слитно в глубине заветной

Все мирозданье ты найдешь.»

«Добро и зло»

«Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало.

Рассказать, что лес проснутся.

Весь проснулся, веткой каждой.

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой»

« Я пришел к тебе с приветом »

Б.Пастернак

Природа, вечность- это отсчет, критерий всех поступков и чувств.

Поэт преклоняется перед загадочной прелестью зимы:

« И белому, мертвому царству,

Бросавшему мысленно в дрожь.

Я тихо шепчу: «Благодарствуй!

Ты больше, чем просят, даешь» .

« Иней »

М.Лермонтов

« Когда волнуется желтеющая нива »- единение человека и природы

Одиночество

М.Лермонтов

« И скучно, и грустно » Поэт одинок среди людей - « и некому руку подать », ему нет места среди толпы и света – « как часто пестрою толпою окружен ». «Выхожу я один на дорогу» «Парус»

В.Маяковский

Ст. « Скрипка и немножко нервно » продолжает тему одиночества, безразличия друг к другу и разобщенности людей, тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы, поднятую в « Послушайте! ». « Хорошее отношение к лошадям » - поднимается тема одиночества и непонимания человеком человека. Трогательная история об упавшей лошади - это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей « звериной тоске ». Плачущая лошадь - своеобразный двойник автора:

«Деточка

Все мы немножко лошади,

Каждый из нас по-своему лошадь»

Также поднимается тема поэта и толпы:

«Смеялся Кузнецкий,

Лишь один я

М.Цветаева

«Тоска по родине! Давно…»

Изгнание

М.Лермонтов

«Тучки» « вечные странники», «тучки небесные» уподобляются изгнаннику, лирическому герою.

Ф.Тютчев

«Вот бреду я вдоль большой дороги/ В тихом свете гаснущего дня»

Н.Некрасов

«Кому на Руси жить хорошо»

Творчество

А.Фет

Творчество – процесс подсознательный, это безотчетные порывы души

« Не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет »

«Я пришел к тебе с приветом»

Б.Пастернак

Творчество – процесс подсознательный. В соавторство с поэтом вступает вселенная (ст. « Определение поэзии», «Февраль. Достать чернил и плакать »)

Высшая сложность жизни - простота. Простота поэтических формулировок при глубине смысла. Это декларирует одно из известнейших его ст:

« Во всем мне хочется

Дойти до самой сути:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

Все время схватывая нить

Судеб, событий.

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья. »

Связь поэта и времени в ст. « Ночь »:

« Не спи, не спи художник,

Не предавайся сну,

Ты вечности заложник

У времени в плену »

М.Цветаева

Чувствует сопричастность высокой поэзии, обращается к Державину, Пушкину, Блоку в своих ст. не потому, что считает себя равной им, а потому, что считает себя единомышленницей, служит тому же великому и испепеляющему искусству, что и они:

« Я знаю: наш дар неравен,

Что вам, молодой Державин,

Мой невоспитанный стих! »

« Никто ничего не отнял »

Тема поэта и поэзии/ Назначение поэта

М.Лермонтов

« Смерть поэта», «Поэт » - тема поэта и толпы

« Но скучен нам простой и годный твой язык

Нас тешат блестки и обманы »

А.Пушкин

«Я памятник себе воздвиг», «Пророк», «Поэт»

Н.Некрасов

Создает образ своей « неласковой и нелюбимой Музы, Печальной спутницы печальных бедняков ».

Поэт не отделяется от толпы:

« Я от костей твоих и плоти,

Остервенелая толпа »

« Зачем меня на части рвете? »

А.Фет

Истинная поэзия - это умение претворить страдание в радость, понять других людей и разделить с ними чувства, увидеть красоту и бесконечность мира:

« Дать жизни вздох,

Дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, о чем я зык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец-

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак, и венец! »

« Одним толчком согнать ладью живую »

В.Маяковский

В поэме « Облако в штанах » М. провозглашал пророческую миссию художника – видеть то, чего не видит никто(« где глаз людей обрывается куцый »). В стране Советов поэзия должна встать в строй созидателей новой реальности:

« Светить всегда!

Светить везде!

До дней последних донца »

« Невероятное приключение… »

Возможности искусства безграничны (« Рифма поэта - и ласка, и лозунг, и штык, и кнут » - ст. « Разговор с фининспектором о поэзии »)

Поэма « Во весь голос. Первое вступление в поэму » - участие в строительстве новой жизни утверждается как главное достоинство поэзии и основной критерий оценки ее уровня. Подводит итог своего творчества, поэт обращается к потомкам, заглядывает в « коммунистическое далеко »

А.Твардовский

« Вся суть в одном - единственном завете »

Центральная мысль ст.- право творца на абсолютную свободу.

« О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хоч у»

Родина

М.Лермонтов

« Родина » Любовь « странная », необъяснимая – «за что, не знаю сам»

А.Блок

В ст. « Осенняя воля » поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает родство с ней: « Приюти ты в долях необъятных», «как жить и плакать без тебя! ». Блоку дороги просторы Отчизны, грустная доля народа - землепашца: « Над печалью нив твоих заплачу,/Твой простор навеки полюблю »

В ст. « Русь » Родина предстает сказочным заколдованным царством.

В ст. « Россия » предстает Родина как « нищая Россия », ее « серые избы », « расхлябанные колеи ». Выражено чувство неразделенности судьбы поэты и судьбы Родины.

Ст. « На железной дороге ». « На поле Куликовом » - цикл ст., в которых поэт обращается к истории.

В ст. « Грешить бесстыдно , беспробудно » возникает образ страшной России. Но это Родина, с которой он чувствует нерасторжимую связь:

« Да и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне »

Ст. « Коршун »

С.Есенин

В ст. «Русь » почти интимно обращается к родине, как близкому человеку: « Ой, ты, Русь, моя родина кроткая ». По-лермонтовски называет необъяснимой свою любовь к России:

« Но люблю тебя, родина кроткая,

А за что, разгадать не могу »

В философском ключе осмысливается тема родины в ст. «Спит ковыль. Равнина дорогая»

« Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть! »

Ст. « Гой ты, Русь моя родная »:

«Если крикнет Рать святая:

«Кинь ты все, живи в раю!»,

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою!»»

Ст. « Край любимый », « Запели тесаные дроги »

Ф.Тютчев

«Умом Россию не понять»

Философская лирика

А.Фет

Сожалеет о быстротечности жизни:

« Что жизнь и смерть? А жаль того огня,

Что просиял над целым мирозданьем,

И в ночь идет, и плачет, уходя… »

« Далекий друг »

А.Фет

Искусство - вечно. В ст. « Сияла ночь. Луной был полон сад » пение женщины рождает в поэте мысли о вечности, о великом значении искусства, способного примирить и объединить людей своей непостижимой красотой:

« Жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой »

М.Цветаева

В ст. « Другие с очами и личиком светлым » она так говорит о смысле своего бытия на земле:

« Другие всей плотью во плоти блуждают,

Из уст пересохших дыханье глотают…

А я руки настежь!- застыла – столбняк!

Чтоб выдул мне душу российский сквозняк! »

М.Лермонтов

« Парус » - смысл человеческой жизни в исканиях и борьбе. « Три пальмы » - проблема смысла жизни: пальмы не хотят жить « без пользы ».

Б.Пастернак

« Снег идет » - быстротечность жизни

Гражданская лирика

Н.Некрасов

Тема гражданского служения - быть « обличителем толпы, ее страстей и заблуждений »

А.Ахматова

В 1917 г, когда многие поэты покидают Россию, охваченную революционным безумием, она отказывается это сделать, понимая невозможность прожить без того, с чем навсегда срослась душа. На предложение покинуть родину она не считает возможным отвечать. Даже слышать она не желает этих оскорбительных для ее достоинства слов:

« Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной,

Не осквернился скорбный дух »

«Мне голос был»

Поистине жалок добровольный изгнанник, так как его жизнь бессмысленна. В годы суровых испытаний не себя спасать надо:

« А здесь, в глухом чаду пожара,

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя »

«Не с теми я, кто бросил землю »

В годы ВОВ А. пишет ст. « Клятва», «Мужество», в которых выражается общее для всего народа чувство:

« Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит! »

А.Пушкин

«К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд »

Сатира

В.Маяковский

Сатирические гимны - « Гимн обеду», «Гимн ученому», «Гимн критику». Основной объект сатиры - мещанство и бюрократизм.

В ст. « О дряни » М. клеймит обывательский быт. Мещанское сознание, « Мурло мещанина » казались ему препятствием для осуществления той утопической идеальной модели новой жизни, о которой он мечтал.

В ст. « Прозаседавшиеся » гротескно воссоздается картина бесконечных заседаний советских чиновников - бюрократов.

Пошлость, мещанство как идеология, которой не должно быть места в новой действительности сатирически высмеиваются в комедии « Клоп ».

Нравы дворян

Фонвизин « Недоросль »

Гоголь « Мертвые души »

Салтыков-Щедрин « Повесть о том, как один…

Некрасов « Кому на Руси жить хорошо »

Нравы чиновников

Гоголь « Ревизор »

Маяковский « Прозаседавшиеся »

Булгаков «Мастер и Маргарита»

Пушкин « Капитанская дочка »

Народ

Н.Некрасов

« Я лиру посвятил народу своему » - элегия

« Тройка » - страшная судьба русской женщины, беззащитной перед жизнью.

«Размышления у парадного подъезда » - обращение к народу:

« Где народ. Там и стон….Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил… »

Ст. « Железная дорога »

ЕГЭ по литературе в 2018 году является предметом по выбору. Далеко не каждый выпускник выбирает этот экзамен — в основном, только те ребята, которые в дальнейшем хотят связать свою жизнь с филологией, лингвистикой, журналистикой и другими гуманитарными науками, где требуется знание литературы. Сложность этого экзамена обусловлена тем, что учащемуся нужно прочитать большое количество произведений русской литературы, как лирических (поэтических), так и прозаических.

Отнюдь не все ребята успевают освоить такой объем информации за год, так как осмысленное прочтение больших романов отнимает крайне много времени. Поэтому, чтобы успешно сдать ЕГЭ по литературе в 11 классе, необходимо своевременно начать подготовку – желательно не за год, а как минимум с 10 класса, при этом регулярно обращаясь к теоретической базе и возвращаясь к уже ранее прочитанным произведениям.

Именно по этой причине целесообразней записаться на к нашим специалистам. В нашем УЦ «Годограф» мы практикуем индивидуальные и коллективные занятия по 3-4 человека, предоставляем скидки на обучение. Наши ученики в среднем набирают на 30 баллов больше!

Также вы можете записаться на . Мы разработали стратегию подготовки, при которой ученики не забывают материал на самом ЕГЭ и не теряются при виде новой формулировки вопроса.

Давайте подробнее рассмотрим, что же представляет собой ЕГЭ по литературе в 2018 году.

Структура ЕГЭ по литературе

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий. Часть 1 включает в себя два блока заданий. Первый блок заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: семь заданий с кратким ответом (1–7) и два задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (8, 9).

Второй блок заданий относится к анализу лирического произведения: пять заданий с кратким ответом (10–14) и два задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (15, 16). Ответы к заданиям 1–7 и 10–14 записываются либо в виде слова, либо словосочетания, либо последовательности цифр. Ответ необходимо записывать без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Часть 2 включает в себя 3 задания (17.1–17.3), из которых нужно выбрать только одно и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

На выполнение всей работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуется не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания части 2.

Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе

Демонстрационный вариант позволяет ознакомиться со структурой экзамена и примерной формулировкой заданий. Помимо этого в демоверсии представлены критерии оценивания — без них трудно понять, как именно писать сочинения в обеих частях экзаменационной работы. Вы можете также посмотреть разные варианты в сборниках подготовки, различных пособиях, а также на сайтах ФИПИ, «Решу ЕГЭ».

Темы по литературе ЕГЭ 2018 года

Перечень тем по истории и теории литературы, а также список произведений, знание которых будет проверяться на экзамене, представлены в кодификаторе ЕГЭ по литературе 2018, который опубликован на сайте ФИПИ. Туда включены основные произведения русской литературы из школьной программы, начиная с древнерусской литературы и заканчивая литературой второй половины XX века. Обращаем ваше внимание, что ЕГЭ по литературе включает в себя только РУССКУЮ литературу, а не зарубежную. И выполняя задания на сопоставление произведений, вам также необходимо брать примеры из РУССКОЙ литературы.

Очень многие задаются вопросом: можно ли заранее узнать точные формулировки тем сочинений, которые будут в экзаменационной работе? К сожалению, нет, эта информация не разглашается, и темы сочинений учащиеся получают лишь в день сдачи экзамена. Остается лишь смотреть и решать типовые варианты и задания прошлых лет, чтобы составить представление о возможных темах.

Возможные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 8

* Кто из героев одерживает победу в данном «поединке»? (Свой ответ обоснуйте.)

* Как высказывания и поведение героев в данном фрагменте помогают понять сущ-ность их характеров?

* Почему описанную во фрагменте сцену можно назвать трагикомической?

* Какие черты некрасовских женщин воплотились в образе героини-рассказчицы?

Примерные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 9

* В каких произведениях русских писателей изображены быт и нравы обывателей и в чём эти произведения созвучны чеховскому «Ионычу»?

* В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения властных и подначальных и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с пьесой А. Н. Островского «Гроза»?

* В каких произведениях русской литературы изображены картины крестьянской жизни и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с «Обломовым»?

* В каких произведениях русской литературы изображены яркие женские характеры и в чём их можно сопоставить с характером некрасовской героини?

Темы ЕГЭ по литературе задание 15

* Как различные поэтические приемы помогают автору передать чувства, охватив-шие лирического героя?

* Как слова «не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать» соотносятся с общим содержанием беседы поэта и книгопродавца?

* Какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя?

* Как финальные строки содержательно соотносятся с основной частью стихотворения?

Примерные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 16

* В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф. И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?

* В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотво-рениях русских поэтов встречаются те же особенности?

* В каких произведениях отечественной любовной лирики присутствуют картины природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Тарковского?

Возможные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 17

* Что внутренне объединяет «отцов города» и помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?

* Как в драме А. Н. Островского «Гроза» перекликаются тема любви и тема совести?

* Каким образом финал поэмы А. А. Блока «Двенадцать» связан с её основным содержанием?

* В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике М. Ю. Лермонтова?

* Какова роль эпилога в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

* Как в прозе И. А. Бунина раскрывается тема земного и вечного?

Тесты ЕГЭ по литературе

В типовых заданиях ЕГЭ по литературе, т.е. в заданиях с кратким ответом от учащегося может потребоваться следующее:

* указать литературное течение/направление, в рамках которого написано приведенное произведение (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм, постмодернизм), или же его жанр (роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма);

* продемонстрировать владение теоретико-литературными понятиями и терминами;

* проявить знание художественных средств и приёмов (риторический вопрос, восклицание, афоризм, инверсия, повтор, анафора, сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, гипербола, аллегория, оксюморон, звукопись: аллитерация, ассонанс);

* применить знание системы силлабо-тонического стихосложения (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест);

* продемонстрировать владение фактами из истории литературы;

* показать знание содержания произведения, его героев и их характеристик, основной сюжетной линии, а также других произведений литературы в рамках данного творческого метода.

Это не исчерпывающий список примерных заданий, однако ориентироваться на него можно и нужно.

Итак, ознакомившись со структурой экзамена по литературе, можете смело решать – сдавать или не сдавать ЕГЭ по литературе в 2018 году. Самый главный совет: читайте больше, пишите сочинения, тренируйтесь и у вас получится решить ЕГЭ по литературе 2018 без труда!

Эти материалы помогут выпускникам в сдаче экзамена по литературе.

Тема природы (пейзажная лирика)

16. Кто из русских поэтов обращался к теме человека и природы?

Истинным украшением русской литературы являются стихотворения о родной природе. К теме человека и природы обращались А.С.Пушкин, А.А.Фет.

Стихотворение «Это утро, радость эта…» А.А.Фета наполнено звуками, запахами, цветами, оно заражает радостью от ощущения весны. Примечательно, что в стихотворении нет ни одного глагола, но оно удивительно динамично. Поэт рисует картину мазками, одна картина сменятся другой, и лишь в последней строке становится понятно, что череда прекрасных мгновений природы- весна.

В стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро» отражена гармония состояния природы и настроения человека. Вечером «вьюга злилась» и подруга «печальная сидела», а с изменением погоды меняется и настроение. По контрасту со вчерашней бурей великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее. От любования красотой природы автор переходит к теме любви. Жизнерадостная картина морозного утра созвучна чувствам влюблённого человека. Всё стихотворение пронизано светом, радостным ощущением зимней русской природы: голубое небо, ослепительный солнечный свет, искрящийся снежный ковёр.

Под голубыми небесами великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

Таким образом, поэты достигают небывалого мастерства, изображая картины родной природы.

Тема поисков жизненного смысла(философская лирика)

16. В каких произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни?

Мотив быстротечности жизни звучит в стихотворениях С.А.Есенина « Мы теперь уходим понемногу», А.Ахматовой «Приморский сонет», А.С. Пушкина «Элегия».

Так, в стихотворении С.Есенина « Мы теперь уходим понемногу», написанном за год до кончины поэта, лирический герой размышляет о смысле жизни. Произведение наполнено грустью, тоской о весёлых прожитых днях. ЛГ не хочет покидать этот мир, где был так счастлив.

От того и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

В философском стихотворении «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье») А.С.Пушкина в основе композиции использован приём антитезы. В первой части стихотворения изображено полное разочарование поэта в окружающем мире. Вторая часть противопоставлена первой. Лирический герой принимает жизнь во всех её противоречиях, с её страданиями и радостями. Главной ценностью для него является сама жизнь, способность любить, мыслить, чувствовать.

В стихотворении А.Ахматовой «Приморский сонет» утверждается мысль, что человек не может существовать вечно, человеческую смерть заменяет новая жизнь. Таков закон бытия. К своей смерти ЛГ относится спокойно, философски. Она ощущает себя частью огромного мира.

Таким образом, и С.А.Есенин, и А.С.Пушкин, и А.Ахматова задумываются о «вечном», осмысливают прошлое и понимают, насколько ценна человеческая жизнь.

Тема свободы (свободолюбивая лирика)

16. В каких произведениях русских поэтов звучит тема свободы?

Тема свободы звучит в лирике А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Так, например, стихотворение « К Чаадаеву» А.С.Пушкин пишет в жанре дружеского послания, посвящает своему другу - единомышленнику Петру Чаадаеву. Товарищи мечтали об освобождении России от гнёта самодержавия и крепостного права, но Чаадаев не верил в осуществление их надежд. Пушкин же старался убедить друга, что их мечты скоро сбудутся и что оба они примут участие в разрушении самодержавия. Поэт призывает:

Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

В стихотворении « Дума» М.Ю. Лермонтова огорчает то, что молодое поколение примирилось с самодержавием, признало революционную борьбу бесполезной. Поэт убеждён в том, что свобода не приходит сама собой, за неё борются, страдают, идут на каторгу и даже умирают. Он упрекает молодое поколение в бездействии.

Таким образом, и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов считают, что необходимо вести борьбу против самодержавно- крепостнического строя.

Тема дружбы

16. Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к друзьям или собратьям по перу?

В своей лирике к друзьям или братьям по перу обращались А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов.

В стихотворении « Во глубине сибирских руд» А.С. Пушкин поддерживает своих друзей - декабристов. Поэт передаёт стихотворение жене декабриста Муравьёва, которая уезжала из Москвы к мужу. Автор заверяет друзей, что революционная борьба велась ненапрасно, что придёт время и народ будет освобождён от гнёта самодержавия.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт» распадается на 2 части. В первой центральным образом является боевой кинжал. Он был снят отважным казаком с убитого господина, а затем стал предметом купли - продажи. Кинжал превратился в игрушку с золотой отделкой. Такой кинжал безвреден, но и бесславен. Центральным образом второй части является поэт. Его судьба подобна судьбе кинжала. В прошлом голос поэта звучал, но нынче поэзия также не выполняет своего предназначения. Автор обвиняет поэтов- современников в том, что они отреклись от борьбы, от своей миссии.

Таким образом, слово, по мнению поэтов, должно быть оружием в борьбе за правое дело.

Столкновение мечты и реальности

16. В произведениях каких русских поэтов отражено столкновение мечты и реальности?

Столкновение мечты и реальности отражено в стихотворениях М.Ю. Лермонтова, М.Цветаевой.

Так, например, в стихотворении «Нищий» М. Ю. Лермонтова в центре первых двух строф дан образ нищего, который просит на кусок хлеба. Чёрствость, бездушие и безразличие людей выразительно демонстрируются в следующих строчках:

И кто-то камень положил в его протянутую руку.

В заключительной строфе проводится параллель между нищим и влюблённым. Разлад между мечтой и действительностью проникает и в это прекрасное, светлое чувство: любовь приносит не радость, а боль и страдания.

Стихотворение « Тоска по родине! Давно» является одним из самых трагических в творчестве М. Цветаевой. Трагедия заключается в том, что беззаветно влюблённая в родину лирическая героиня оказалась лишена её.

Таким образом, поэты не удовлетворены действительностью, поэтому они вспоминают о прекрасном прошлом.

Тема Родины

16. В каких произведениях русских поэтов тема Родины занимает центральное место?

Тему Родины поднимали в своём творчестве М.Ю. Лермонтов и А.Блок.

Так, в стихотворении «Родина» М.Ю. Лермонтов называет свою любовь «странной» потому, что любит в своей стране природу, народ, а не её историю и славу, «купленную кровью». Лирический герой противопоставляет этой помпезной России другую, горячо любимую им: с безбрежными степями, разливающимися реками, избами, крытыми соломой, с пьяными мужичками.

Итогом размышлений А. Блока о судьбе своей о судьбе своей страны является стихотворение «Россия». Центральная тема- страстное признание в любви к нищей, но в то же время прекрасной родине.

Россия, нищая Россия

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые-

Как слёзы первые любви.

Поэт изображает «серые избы», «расхлябанные колеи», «унылую песню ямщика», вместе с тем он любит Россию, так как это его родина.

Таким образом, и у М.Ю. Лермонтова, и у А. Блока образ Родины соткан из противоречий, но поэты любят её и верят в будущее своей страны.

Образ матери

16. Какие стихотворения русских поэтов обращены к матери или близкому человеку?

А.С.Пушкин и С.А. Есенин в своих стихотворениях признаются в любви к близким им людям.

В русской поэзии не раз звучало задушевное слово о матери, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви. В « Письме к матери» лирический герой восхищается бесконечным терпением и нежной любовью к своей «старушке»:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

ЛГ с горечью осознаёт, что у матери есть основания беспокоиться о своём непутёвом сыне: она знает о запоях, о кабацких драках., пытается утешить мать, обещает вернуться домой.

В стихотворении « Няне» А.С. Пушкина также поднимается тема самоотверженной материнской любви. Её воплощением является няня, которой посвящено произведение. Оно пронизано нежностью, любовью и бесконечной благодарностью ЛГ.Обращаясь к няне, он находит самые трогательные и ласковые эпитеты: « подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя».

Таким образом, поэты бесконечно любят близких, признаются им в любви, понимают, что часто приносят им переживания, тревогу, хлопоты.

Как правило, А.А. Ахматова фиксирует нюансы мыслей, чувств отвергнутой женщины, понимающей, что вместе с возлюбленным от нее уходит сама жизнь. «Я сбежала, перил не касаясь,/Я сбежала за ним до ворот,/Задыхаясь, я крикнула:/«Шутка, все что было,/Уйдешь, я умру!»
«Сжала руки под темной вуалью ».
«Великая земная любовь», несущая не только радость, но и страдание. Что это пытка мучительный излом души.

Любовь у А.А. Ахматовой превращается в поединок сильных личностей (стих. «Он любил », «А ты думал, я тоже такая »,«Тебе покорной? Ты сошел с ума! »).
В сборнике «Четки » появляются стихи, повествующие о преодолении любовной тоски, о понимании того, что жизнь прекрасна, бесконечна, непостижима, что природа и бог могут врачевать не зарастающие раны любви: «Я научилась просто, мудро жить,/Смотреть на небо и молиться богу./
И долго перед вечером бродить,/Чтоб утомить ненужную тревогу./Когда шуршат в овраге лопухи/И никнет гроздь рябины желто-красной,/Слагаю я веселые стихи/О жизни тленной, тленной и прекрасной».
«Я научилась просто, мудро жить».

Цитаты

Жуковский «Светлана»

Начало баллады

«Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок

Сняв с ноги, бросали…»

«Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье»

Фонвизин «Недоросль»

Простаков

«Без вины виноват»

Грибоедов «Горе от ума»

Современники о комедии:

Катенин «Ума и соли тьма»

Фамусов «Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой»

«Не надобно другого образца,

Чацкий «Чины людьми даются,

А люди могут обмануться»

Пушкин «Капитанская дочка»

«Евгений Онегин»

«Неужто ты влюблен в меньшую?

Когда б я был, как ты, поэт»



Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Под небом Шилера и Гете

Их поэтическим огнем

«Ни красотой сестры своей,

ни прелестью ее румяной,

«Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Но я другому отдана;

«Они хранили в жизни мирной

«Чего ж вам больше?

Свет решил,

«И здесь, героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго, навсегда»

Предмет сопоставления



Творчество

Поэма «Медный всадник»

«На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн

И вдаль глядел.» (о Петре 1)

Гоголь «Шинель»

«Ревизор»

«Мертвые души»

Внешний вид усадьбы

Состояние хозяйства

Господского дома

Внутреннего убранства

Характеристика помещика

Лермонтов «Мцыри»

«Я никому не мог сказать

…Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил,

Не то что милых душ - могил!»

«Герой нашего времени»

Хронология глав: «Тамань», «Княжна Мэри», начало повести «Бэла», «Фаталист», конец повести «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к «журналу Печорина»

Перед дуэлью с Грушницким Печорин размышляет: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»

«Неужто, думал я, мое единственное назначение на земле - разрушать чужие надежды?»(Печорин)

«После всего этого, как бы, кажется, не сделаться фаталистом?»(Печорин)

«И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля и рассудок?» (Печорин)

«Герой нашего времени - это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии»

Островский «Гроза»

Катерина «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет летать» (вольность, стремление к свободе)

Законы «темного царства»:

В нем правят деньги

«Делай что хочешь, только бы шито да крыто было» (Варвара Катерине)

Любое живое слово, живая мысль, живое чувство преследуются в городе.

Тургенев «Отцы и дети»

Писарев «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать подвиг»

Базаров нигилист, т.е. «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.»(так объясняет Аркадий)

Базаров «Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»

«Рафаэль гроша медного не стоит»

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

«Эдакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр!» - Базаров об Одинцовой (цинизм)

Перед дуэлью с Павлом Петровичем Базаров думает: «Нет, я еще долго на свете маячить буду»

Катя говорит Аркадию «Он хищный, а мы с вами ручные»

Перед смертью Базаров Одинцовой: «Дуньте на умирающую лампаду и пусть она погаснет»

Чехов «Ионыч»

Врач Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча.

Семья Туркиных

«Вишневый сад»

Лопахин: «Приходите все посмотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как полетят на землю деревья!»

Горький «На дне»

Лука «Во что веришь - то ты и есть»

«По-моему ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают»

О человеке «он – каков ни есть, а всегда своей цены стоит»

«Человек всего может…Лишь бы захотел»

«Человека приласкать никогда не вредно»

Сатин «Человек - это звучит гордо!»

«Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью»

«Правда - бог свободного человека, ложь - религия рабов и хозяев»

Ахматова поэма «Реквием»

Посвящена жертвам сталинских репрессий.

В первых строках «Вступления» возникает образ «страшного мира»:

«Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад,

И ненужным привеском качался

Возле тюрем своих Ленинград»

Изображается драма всей безвинной Руси:

«Буду я, как стрелецкие женки,

Под тюремными башнями выть»

Эпиграфом являются строки их ст. «Так не зря мы вместе беседовали»:

«Нет! И не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл-

Я была тогда с мим народом

Там, где мой народ, к несчастью, был»

Маленькие люди

Башмачкин «Шинель» Гоголь

Самсон Вырин «Станционный смотритель» Пушкин

Евегений «Медный всадник» Пушкин

Лиза «Бедная Лиза» Карамзин

Мармеладов, Соня, Катерина Ивановна «Преступление и наказание» Достоевский

Макар Девушкин «Бедные люди» Достоевский.

Романы-эпопеи

«Война и мир» Толстой

«Тихий Дон» Шолохов

«Жизнь Клима Самгина» Горький

Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо»

Сопоставление тем лирики ЕГЭ по литературе С4

Цитаты

Жуковский «Светлана»

Начало баллады

«Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок

Сняв с ноги, бросали…»

«Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье»

Фонвизин «Недоросль»

Стародум «В большом свете водятся премелкие души»

«Унижать рабством себе подобных беззаконно»

Простаков

«Без вины виноват»

«без наук люди живут и жили», «ученье- вздор», главное, «достаточек уметь нажить и сохранить» - философия невежественного дворянства

«Уж четыре года как учится» – о Митрофанушке (бессмысленность его обучения)

Еремеевна получает «по пяти рублей в год, да по пяти пощечин на день»

Простакова «Да разве дворянин не вправе поколотить слугу, когда захочет?»

Грибоедов «Горе от ума»

Современники о комедии:

Пушкин «Много ума и смешного в стихах», «разительная картина нравов»

Катенин «Ума и соли тьма»

Софья «Счастливые часов не наблюдают»

«Он не в своем уме» (о Чацком) - первая распускает слух.

Фамусов «Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой»

«Не надобно другого образца,

Когда в глазах пример отца» (Софье)

«Кто беден, тот тебе не пара» (Софье)

«Что будет говорить княгиня Марья Алексевна!» (фраза заканчивает комедию, зависимость Фамусова от чужого мнения)

Молчалин: «В мои года не должно сметь

Свое суждение иметь» (бесхребетность и подобострастие)

Завет отца Молчалину – «угождать всем людям без изъятья»

«Злые языки страшнее пистолета»

Чацкий «Чины людьми даются,

А люди могут обмануться»

«Дома новы, но предрассудки стары»

«И дым Отечества нам сладок и приятен…»

«Служить бы рад, прислуживаться тошно»

«Молчалины блаженствуют на свете!»

«А врочем, он дойдет до степеней известных

Ведь нынче любят бессловесных»(о Молчалине)

Пушкин «Капитанская дочка»

«Береги платье снову, а честь смолоду» - эпиграф, завет отца Гриневу

«Я приехала просить милости, а не правосудия» - Маша Миронова Екатерине II

Швабрин описывает Машу Гриневу «совершенною дурочкою»

«Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести» - Гринев Пугачеву.

«Евгений Онегин»

«Неужто ты влюблен в меньшую?

А что? – «Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт»

«Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила» (Ольга)

«Он с лирой странствовал на свете:

Под небом Шилера и Гете

Их поэтическим огнем

Душа воспламенилась в нем» (Ленский)

«Ни красотой сестры своей,

ни прелестью ее румяной,

Не привлекла она б очей» (Татьяна)

«Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой»(Татьяна)

«Я вас люблю(к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна»(последнее объяснение Татьяны с Онегиным)

«Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины» (традиции в семье Лариных, которые отчасти объясняют страсть Татьяны к мистике, гаданиям, ее любовь к природе)

«Чего ж вам больше?

Свет решил,

Что он умен и очень мил»(об Онегине, светское общество узкое во взглядах, мелкое, низкое)

«Уж не пародия ли он?» (Татьяна об Онегине)

«С вашим –то умом быть чувства мелкого рабом?(Татьяна Онегину, вопрос о сомнениях Татьяны по поводу любви к ней Евгения)

Композиционная особенность романа - открытый финал, автор оставляет Онегина после объяснения с Татьяной

«И здесь, героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго, навсегда»

Предмет сопоставления

Театр для Онегина- это место, где можно показать себя и безнаказанно полюбоваться в лорнет на незнакомых дам.

Для Онегина любовь- это «наука страсти нежной», обязательным условием которой является умение «лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать»

Творчество

Онегин лишен умения и возможности выразить себя в творчестве «труд упорный, ему был тошен; ничего/ не вышло из пера его»

Поэма «Медный всадник»

«На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн

И вдаль глядел.» (о Петре 1)

Гоголь «Шинель»

«Зачем вы меня обижаете?» - фраза, повлиявшая на молодого человека, прозвучала по библейски: «Я брат твой».

Значительное лицо, до смерти испугавшее Башмачкина своим начальственным окриком, узнав о смерти его «остался даж пораженным, слышал угрызения совести и весь день был не в духе»

«Ревизор»

«Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие: к нам едет ревизор» - открывает пьесу эта фраза Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского.

Попечитель богоугодных заведений Земляника «Человек простой: если умрет, то и так умрет, а если выздоровеет, то и так выздоровеет»

«Единственным положительным героем моей комедии является смех»- признавался Гоголь

Доктор со зловещей фамилией Гибнер «по-русски ни слова не знает»

Городничий «Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!»

«Мертвые души»

Принцип изображения помещиков:

Внешний вид усадьбы

Состояние хозяйства

Господского дома

Внутреннего убранства

Характеристика помещика

Его взаимоотношения с Чичиковым

О Манилове «глупо и без толку готовится на кухне», «пусто в кладовой», а между тем, воздвигнута «беседка с плоским зеленым куполом, деревянными колоннами и надписью «Храм уединенного уединения»» (духовная пустота)

Коробочка «крепколобая» и «дубинноголовая»

«Ноздрев в тридцать пять лет был таков ж совершенно, как в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять»

Плюшкин «прореха на человечестве»

Общие черты помещиков: бесчеловечность, праздность, пошлость, духовная пустота.

«Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой!» - говорил отец Чичикову (завет отца)

Гоголь о Чичикове: «справедливее всего навать его хозяин – приобретатель»

Лермонтов «Мцыри»

Мцыри живет в чуждой среде, лишенной всех близких:

«Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать».

…Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил,

Не то что милых душ - могил!»

«Герой нашего времени»

Хронология глав: «Тамань», «Княжна Мэри», начало повести «Бэла», «Фаталист», конец повести «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!