Аномальные места мордовии. Древние клады и подземелья мордовии. Проклятие Сивиньских оврагов

Сивиньские овраги в Краснослободском районе Мордовии, получившие свое название от речки Сивинь и одноименного села, глубокие и тянущиеся на многие километры, местные жители считают проклятым местом, куда лучше не соваться.

С начала XVIII века, когда в окрестностях построили дорогу Саранск - Краснослободск, сивиньские овраги прославились, в первую очередь, как самое настоящее разбойничье гнездо. Бандиты грабили и убивали проезжих и прятали здесь клады. Так продолжалось почти два столетия подряд.
В1870-х годах, утверждают краснослободские краеведы, сивиньские разбойники ограбили обоз, который вез в Сибирь солдатское жалованье за несколько лет - 20 бочек золотых монет! Грабители добычу не поделили, поубивали друг друга, и золото так и сгинуло где-то в овраге. С тех пор его здесь неустанно ищут, но пока безрезультатно.

В 30-х годах прошлого века в оврагах был построен большой лагерь, куда сначала сажали так называемых «врагов трудового народа», а в войну - предателей и дезертиров.
В 50-х годах лагерь закрыли, и с тех пор в оврагах стали пропадать люди. Навсегда. Даже трупы никогда не находят.

На дне оврага протекает полноводный ручей, однако воду из него не используют даже для скота. «Она жирная, потому что по могилам течет! Здесь же столько разбойничков и невинно убиенных лежат», -объясняют местные жители.
По их словам, в этом месте очень плохая энергетика, постоянно слышатся крики, стоны. В оврагах резко ухудшается самочувствие, долго здесь находиться невозможно, задержишься на «лишнюю» минуту и все - обратно уже не выйдешь, «черт закрутит», сгинешь в аномальной зоне навечно.
Тем не менее к местным жителям частенько наведываются любители приключений, а также кладоискатели, которым не дают покоя бочки с золотом, не найденные до сих пор. Они досконально X выспрашивают у старожилов все подробности того знаменитого ограбления, просят нарисовать карту местности и затем отправляются на поиски.

Правда, большинство из них возвращаются в деревни в тот же день, не выдержав жуткой атмосферы Сивиньских оврагов, остальные же держатся из последних сил, перекапывают в тысячный раз обильно удобренную человеческими костями землю и, вконец измотанные, также уезжают ни с чем. Бывает, что и без товарищей, исчезнувших в «зоне».
Местные жители к «любителям экстрима» относятся с пониманием, но в проводники не идут ни за какие деньги.

«Туда я с тобой не пойду! - говорил один из них заезжему журналисту из Пензы. - Пойми, там время теряется! Часы встают. Уже столько людей пропало. Спустился в овраг - оттуда не вылезешь. Туда даже собаки боятся заходить. Я раз набрел на него, думал свихнусь. Чувство такое, будто кто меня кружит, бегает вокруг меня. Мысли настырные в голову лезут: застрелись, повесься. Не так давно там девчонка пропала».
Те, кто все же осмеливается отправиться в аномальную зону, отмечают в ней огромное количество ягод и грибов (летом и осенью) и удивительную чистоту - ни кострищ, ни разбитых бутылок, ни фантиков. Местные жители предпочитают собирать дары природы и устраивать пикники в других местах. Чему учат с малолетства и своих детей...

Аномальные новости. ноябрь 2010.

Аномальные овраги

Странная аномальная зона существует в Тагайском лесу, что в Майнском районе Ульяновской области. Люди здесь часто теряют ориентацию, двигатели автомобилей глохнут, мобильники отключаются, видеокамеры и цифровые фотоаппараты не работают, а обычные фотокамеры щелкают, но кроме черноты на пленке ничего не получается.

В этом лесу, в 13 километрах от села Тагай, находится не менее аномальный овраг. «Поначалу его даже глазом не заметно, - рассказывает местный историк Павел Половов. - Сначала вы видите перед собой только бурьян пожухлой травы. Отдельные дубки, потом чахнущие осинки. Но увлекшись, вы вдруг словно переступаете какую-то невидимую глазами черту.

А теперь представьте себе: вокруг вас в овраге кто-то тихо говорит или музыка звучит. Вы оглядываетесь - ни души. Только сделаете шаг, и опять кто-то с вами разговаривает. Идти дальше - любопытно, хоть и страшно».

В Истринском районе Московской области, неподалеку от Дедовска, жители близлежащих деревень обходят стороной другой овраг, который они называют поганым и блаженным. Какие смертельные флюиды он выделяет - непонятно, но людей, решивших свести счеты с жизнью, сюда словно магнитом тянет. Ну а потом мятущиеся души самоубийц, как утверждают местные жители, бродят по окрестностям, пугая припозднившихся путников.

Еще одно аномальное место в Подмосковье, в котором водятся призраки, находится на 47-м километре Калужского шоссе. В сумерках люди нередко сталкиваются здесь со всевозможной чертовщиной.

В прошлом здесь находился глубокий и мрачный овраг, сжатый с обеих сторон лесом. В темное время в окрестностях совершенно безнаказанно промышляли разбойничьи шайки из числа местных крестьян. Они грабили и убивали проезжих купцов. Самой лютой была банда, во главе которой стоял разбойничий атаман Степан Хоботов. Как закончил жизнь этот злодей, неизвестно, но овраг в народе стал именоваться Хоботовским.

Ныне с наступлением темноты местные жители частенько наблюдают, как по улицам их селений перемещаются призраки мрачных людей. Старожилы утверждают, что это души безвестно сгинувших когда-то в овраге купцов, которые, не получив должного христианского успокоения, бродят по окрестностям в поисках священника, который бы произвел над их зарытыми в земле останками соответствующий церковный ритуал.

На южной окраине Москвы находится знаменитый Голосов овраг, полный мистики и не разрешимых до сего дня загадок. Столичные историки нашли в архивах документ от 1621 года, повествующий о появлении из густого зеленоватого тумана почти у самых ворот одного из царских дворцов небольшого конного отряда татар, вооруженных устаревших оружием и в такой же устаревшей одежде! Всадники, которых тут же повязали, заявили дознавателям, что они воины хана Девлет-Гирея, нападавшего на Москву пятьдесят лет назад! Уходя от преследования, отряд спустился в окутанный туманом овраг. Им казалось, что они проскакали на лошадях лишь несколько минут, а «вынырнули» уже в следующем веке! Что стало в дальнейшем с пришельцами из прошлого, древняя летопись не сообщает.

Современные ученые зафиксировали на дне оврага довольно большой разлом земной коры, через который выходят мощные излучения. Возможно, именно с этим и связаны многочисленные аномалии, происходящие здесь.

По материалам СМИ.

Где страшнее, чем на старом Химмаше

Как мы это сделали
Решили ещё немного попугать вас в честь Хэллоуина байками о страшных и мистических местах Мордовии. Спокойно, завтра весь этот хайп с заморским праздником оставит нас в покое.

Сивиньские овраги
(Краснослободский район)

Легенды и местные краеведы гласят, что в этих оврагах лет триста назад обитали разбойники, которые грабили всё и вся. Однажды они не поделили между собой большой куш: двадцать бочек с золотыми монетами, которые ехали к солдатам, работавшим в Сибири. Разбойники поубивали друг друга (во славу правосудия, конечно), стало быть, своровать деньги некому. А их нет, до сих пор не нашли. Кажется, местные краеведы что-то скрывают...

На дне оврага течёт ручей, который считается отравленным... трупами! Даже животные гнушаются пить из него. А ещё из глубины оврага слышатся крики и стоны. Но люди всё равно приезжают сюда искать те самые монеты. Говорят, когда спускаешься в овраг, самочувствие резко ухудшается, в голову мысли о суициде лезут... Словом, не лучшее место для краеведения.

«Ошка Панда» (Священная гора)
(село Самозлейка, Ковылкинский район)

Старшее поколение Самозлейки рассказывает, что на Ошка Панде раньше стояла церковь. А потом она взяла и ушла под землю. На болоте стояла, скажете вы? Нечистая сила, ответят местные. Сейчас на горе растёт сосновый лес, а у подножия стоит колодец с питьевой водой, который не замерзает даже зимой. Земля сохраняет его температуру, скажете вы? Мистика, ответят местные.

В середине прошлого века здесь работали археологи, нашли пустоты у подножия горы. Но лезть в них не стали - закрыли железными листами и лишили Голливуд возможности снять хоррор про Мордовию.
Один местный житель рассказывал, что в засушливый 2010 год на горе проводились какие-то мордовские обряды. Дождь три недели обходил Самозлейку стороной, пока пятнадцать бабушек не вышли к колодцу в мордовских костюмах и не начали читать молитвы на мордовском языке и обливаться водой. А спустя некоторое время тучи сгустились над селом, гром, молния, тлен... затем и дождь ливанул, на трое суток.

Симкинский дуб
(село Симкино, Большеберезниковский район)

Славяне почитали дуб, считали его благородным деревом, возле дубов проводились разные важные обряды и даже коронации. И у мордвы есть свой любимый дуб, Симкинский: около него происходили языческие жертвоприношения, корни поливали кровью животных, здесь же хоронили жрецов... Своеобразные раньше были представления о почтении.

Сейчас ветви дерева увешаны ленточками и детскими игрушками: считается, что дуб может помочь с прибавлением в семье. К слову, высота дерева - 30 метров, обхват ствола - 3 метра 75 сантиметров, а возраст - 6 веков. А кровушкой-то не зря поливали...

Заброшенная усадьба
(село Стародевичье, Ельниковский район)

Последнюю полностью сохранившуюся барскую усадьбу никто не охраняет. Оберегают её лишь жуткие легенды. Стоит усадьба с XIX века: ни Октябрьская революция, ни советские годы, ни лихие 90-е дом не тронули. Говорят, что последний помещик усадьбы Сергей Кондаков зарыл здесь свои богатства, а потом был убит. И, конечно, начал ходить по усадьбе, шуметь и кричать, охраняя своё имущество.

Есть ещё одна не менее странная легенда: дед Кондакова, Сергей Евлампиевич, любил играть в карты. Однажды он поставил на кон своё имение. Последней картой, которая принесла ему победу, был крестовый туз. Позже Сергей Евлампиевич приказал крестьянам вырыть озеро в форме, собственно, трефа. И окрестили озеро Крестовым.

Сивиньские леса
(Краснослободский район)

В годы Великой отечественной войны в этих лесах был лагерь, где пленные немцы и заключённые делали болванки к прикладам.

Лагерь забросили, а потом в этих местах начали пропадать люди. Трупов не находили, зато находили штабеля прикладов и колючую проволоку - останки лагеря. Ну и, конечно же, местные жители слышат крики и призывы о помощи их этих лесов.

Село Новое Пшенево
(Ковылкинский район)

Давным-давно на этой горе гостили с целью пыток над аборигенами татаро-монголы. Трупы несчастных сбрасывали в ров под горой. А когда пришло время уходить, татарский мурза, не доверяя своим воинам, решил спустить бочку с награбленным имуществом в болото, чтобы потом за ней вернуться. Но не вернулся.

Кто знает, лежит там клад или нет, но то, что монголы были на горе, доказано. В 1956 году из-за пожара сельчанам пришлось заново поднимать своё Пшенево. Для фундамента решили использовать валуны той самой горы, которые дробили динамитом. Взрывы выбрасывали на поверхность одежду, предметы быта и оружие монголов.

Мещанская роща
(Краснослободский район)

Здесь богатые люди прятали от пугачёвцев своё имущество. До сих пор его пытаются откопать - наверняка не все богачи выжили и вернулись за своим добром.

А ещё с этими местами связана легенда о золотой карете. На рубеже XVIII–XIX веков карета чиновника, перевозившего много золотых изделий, была найдена в болоте около деревни Желтоногово. Место не самое благоприятное: газы болота плохо влияют на самочувствие.

Краснослободск

Снимаем напряжение, история не страшная. Во время Второй Мировой войны сгорел один дом, а сад остался. Остался и скворечник на старой яблоне. Расстроенный хозяин вспомнил, что в нём никогда не водились птицы.

Решил он заглянуть в этот скворечник, приставил лестницу и полез вверх. А старая яблоня возьми да рухни вместе со скворечником. А в скворечнике - золотые монеты. На них и был построен новый дом.

Равжа Ава
(деревня Мамаево, Ковылкинский район)

«Равжа Ава» - небольшое поле с маленьким болотцем посередине, на котором местные видели женщину в чёрной одежде. Подойти к ней так и не смогли: она исчезала.
А вот и страшная легенда. Однажды одна женщина пасла здесь овец, прилегла отдохнуть и заснула.

Её дочь пришла на смену, но увидела, что женщина стоит на четвереньках и странным голосом говорит что-то на мордовском языке о Боге, называет какие-то имена. Девушка подошла к матери, похлопала её по спине, а та села, засмеялась и говорит: «Мы ещё посмотрим, кто кого!..» А потом легла и снова заснула, а когда проснулась - ничего не помнила. Стадо они перегнали и больше не ходили на это странное поле.

Этого населенного пункта вы не найдете ни на одной карте. Мордовский поселок Дикий официально нигде не числится, и власти предпочитают не вспоминать о его существовании. Здесь проживают родственники дезертиров Великой Отечественной войны. Они почитают своих предков и слагают о них легенды.
Дикий - единственное в мире место, где существует памятник героям-дезертирам, который власти за 30 лет так и не смогли уничтожить. Основателем странного поселка считается лесник Иван Зверев, который до войны, еще в начале 30-х, осваивал здешние места, богатые зверем и рыбой.
Нашел он их, спускаясь по течению протекающей здесь речушки, которую местные жители прозвали Вад. Теперь уже никто не помнит, откуда пошло столь странное название реки. Одни говорят, что вела она в страшные дебри, куда не ступала нога человека.

Якобы местное население пугало своих детей, чтобы те не пытались пробираться по течению, а то попадут в ад. Другие жители думают, что название речки что-то должно обозначать на старом мордовском языке. Однако что именно - никто не знает.
А вот смелый Зверев умудрился не только пробраться сквозь чащобы, но и построить себе близ речушки времянку. Потом он часто пропадал в сказочно красивом местечке целыми месяцами. Когда в мордовских селах вовсю началась пора раскулачивания, решил не возвращаться в район.
Забрал семью и стал жить в тиши, подальше от цивилизации. Именно он и перетащил в это место и своего зятя Владимира Фокина. - Это в 1931 году было, - вспоминает 80-летняя Анна Ивановна Баландина. - В Зубово-Поляновском районе раскулачивали всех подряд, собирали добро в колхозы.
Народ на себя надевал по десять одежек, чтоб последнее не забрали. Отец взбунтовался против такого самоуправства и попытался возразить. За это его чуть не арестовали, да вот лесник Зверев помог.
"Одна тебе дорога, - сказал, - теперь уж спокойно жить не дадут. Данилку-то Ширибасова вон за одно только слово в лагеря отправили, сказал что-то не так. Бери семью и беги..."

Ночью отец погрузил нас в сундук, запряг лошадь и поехали мы по течению Вад за Зверевым. Так и стали второй семьей в Диком... Следом за Фокиными поселение пополнилось семьями Каргиных, Сангиных, Елисеевых и Пушкаевых.
Они были людьми, которые не принимали навязываемую коммунистами систему. Поэтому решили отказаться от цивилизации и создать свое маленькое государство посреди мордовских чащоб. Здесь не было ни света, ни воды. Но жизнь кипела вовсю.
Герои Дикого Когда началась Великая Отечественная война, народу в деревеньке прибавилось. Сюда стекались дезертиры, не желающие идти на фронт, да беглые, кто из плена, кто - с поля боя.
Прознали о поселении и районные власти, они-то и прозвали деревню - поселок Дикий. - Место там Дикое, и не люди живут, а дикие одни - так про нас в ту пору говорили, - вспоминает старожил поселка Анна Баландина. - Да не слушайте вы никого, это власть наших дедов в предателей превратила.
Даже тех, у кого детей мал мала, а он один кормилец, дык все равно на фронт забирали. А вот дядька мой покойный - Куприяныч, он вообще в плен к фашистам попал, потом бежал. Но его сразу как пропал без вести, так дезертиром и окрестили.

Только в 1947 году он к нам вернулся. Рассказывал, как над ним в плену издевались. А беглый дезертир Фура все по лесам прятался. Да, было дело, разбойничал в чащах. Но нападал-то на богатых, тех, кто только прикрывался высокими чинами.
Они сами людей обирали, добро делили, а мужей да отцов наших стреляли как дезертиров. Как-то засаду в лесу милиция устроила, 15 наших мужиков положила. Поймать не смогли только Степку Сангина. А он, бедолага, два года в навозной куче прятался. Оттого и собаки след не брали.
Степан Сангин считается одним из самых почитаемых героев поселка Дикий. Его отец - Лутоня - разбойничал в лесах вместе с бандой Фуры. А мать в поселке прозвали Неха, что по-мордовски значит "бедная". Она растила восьмерых детей и не имела никакой возможности помочь им скрыться от властей.
Вот и придумала Неха хитрость. Поставила с сыном будку прямо на задворках своего дома да засыпала ее навозом. Сюда же отходы всякие выливала. А та будка на самом деле стала убежищем для Степана.

Два года он прожил в ней. Мать носила ему еду втихаря, прямо в ведрах для скотины - на случай, если облава неожиданно нагрянет. И только по случайности попался Сангин. Его младшая сестра вилами приводила навозную кучу в порядок, чтоб не виднелось и следа будки, но на беду приехали милиционеры.
Одному из них девушка приглянулась, он решил ей помочь, взял вилы и стал тыкать по куче. Раздался глухой звук. И тут до милиционеров дошло, что навоз тут не спроста лежит. Разгребли они кучу и вытащили из будки Степана. Говорят, вонь от того исходила страшная.
Только из жалости к бедной Нехе Сангина не расстреляли, а забрали в штрафной батальон. К тому времени Степан озверел настолько, что бросался на врагов голыми руками. Первый трофей он получил, бросившись во время атаки на немеца и вцепившись в него зубами.
"Герой", - говорят про Сангина в Диком. "Зверюга, - возражают в райцентре чиновники, в очередной раз услышав легенду о навозной куче, - и предки у них звери, и потомки - бандиты".

Знак зверю - Именно так некоторые зубовополянцы называют установленный в Диком памятник, который в начале 80-х годов дети и внуки расстрелянных дезертиров установили в честь погибших предков. Такого монумента вы больше нигде не увидите.
Огромный мореный дуб зарыт посредине поселка корнями вверх. - Иван Зверев, лесник-то наш, говорил, что дерево это лет 300 в реке Вад пролежало, - рассказывает Валентина Фокина, - а ребята наши решили его вытащить. Мешали его корни и купаться, и рыбу ловить.
Да и памятники нам больше тут не из чего делать. А старики-то говорили, мореный дуб тыщу лет на земле простоит. Да поднять его нелегко было... Руководил установкой памятника племянник местного дезертира по кличке Глаз, который давно живет в Москве и считается авторитетом в бандитских кругах.
Сначала дуб хотели трактором поднять, да трос все лопался. Тогда Глаз сам нырнул в реку, закинул на дуб удавку, а в трос впряглись все собравшиеся в Диком мужики, и стар, и млад. Здесь были приехавшие с Глазом потомки местных и просто его друзья-авторитеты.

Лошадь Фокиных тоже запрягли. И так - общими силами - восьмиметровое дерево вытащили из воды. Потом мужики вырыли глубокую яму, куда и вкопали ствол, а корневище направили вверх, к небу.
Сделали это не случайно. "Это корни нашего народа, которые вывернули из земли. Нас хотели заставить жить по-другому. Но этого не было и не будет никогда, - говорят в Диком. - А дуб - вечная память нашим предкам, павшим от разрушителей корневой системы".
Население Дикого уверено, что их памятник простоит гораздо дольше всех городских монументов. "Там все власть меняется, одни памятники сносят, другие ставят, - говорят они, - а мы свой дуб вкопали не просто так. Это от сердца..."
Правда, живы в памяти дикинцев годы, когда власти хотели уничтожить их памятник. Установили его еще во времена андроповского правления. И хотя само существование "позорного" поселка районные чиновники тщательно скрывали, прослышав про дуб, решили перестраховаться.
Пригнали из Зубовой Поляны автокран, чтобы выкорчевать памятник. Но дикинцы настолько глубоко и сильно утрамбовали свой дуб, что машина так и не смогла вытянуть его из земли. Чтобы чиновники больше не домогались, потомки дезертиров заказали в столице стальную табличку с гравировкой "Репрессированным родителям. Благодарные потомки". С тех пор власти больше не пытались уничтожить мореный дуб.



Современная жизнь поселка Дикий мало чем отличается от довоенных времен. Все та же отдаленность от цивилизации, и то же неприятие властей. В Диком осталось всего семь домов и 15 человек. Из них три семьи, остальные - одинокие старушки.
Но дикинцы уверены, что их поселение никогда не исчезнет с лица земли. - Дети это место не оставят, - говорят они, - это их память, это их корни, это их начало... Был поселок, есть он и будет всегда!
По-прежнему дикинцы живут одним натуральным хозяйством. Держат скот, пчел, пашут землю. Сами сеют, сами жнут. - Хлебушек вот пеку - на неделю четыре буханочки, - говорит Валентина Фокина, - от коровы молоко, да масло сама пахтаю.
Пасека у меня небольшая. Отдыхать, конечно, некогда. Но все равно других занятий здесь нет. Ни тебе газет, ни телевизора, ни телефона. Из мужиков-то... один хромой, другой - косой.
Это хорошо, что вы приехали. А то все со скотиной разговариваю. Пенсию раз в месяц привозят, да дети летом приезжают. Мне сын даже связь эту, как ее, сотовую, обещал наладить. Или телефон простой провести.
Но, видно, непросто это. То ли дело в лето, когда все наши дети да внуки приезжают. Человек сто в июле собирается на землю родную. Это традиция такая. Кто из Питера, кто из Москвы, кто из Бугульмы, из Владимира много тоже.

Убитые в тех краях в 1931 году агитаторы и отряд присланный для подавления бунта. Мордовия, Ичкаловский район.



Все едут. У дуба мореного всю ночь костры горят. Сидим да поминаем наших родителей. Истории разные рассказываем, в Ваде купаемся, песни поем... Моются дикинцы в своих банях, белье стирают прямо в речке, а вот готовить недавно стали на газовых плитах.
Один из обеспеченных выходцев из Дикого провел им газ, завез газовые плиты и научил пользоваться ими. - Как в раю! - улыбаются здешние старушки. Вот только продать мясо или скотину они до сих пор не могут. Не принимают его в заготконторах, как и было испокон веков.
Не принято брать продукты из поселка дезертиров даже за копейки. А далеко местные жители ехать не могут. Куда им на своих лошадях... - Да ничего, сами научились и шкуры выделывать, и мясо запасать, и шерсть прясть, - не унывают дикинцы. - Да, может, и к лучшему.
Говорят там, в больших городах, несладко живется. Преступления, бандиты... А у нас все спокойно. И дай бог так и будет всегда... А помрет кто, так тетя Валя лошаденку свою запряжет, съездит в Журавкино да привезет оттуда бабок из церкви. Они и отчитают.

Ну и сами учимся помаленьку. Надо уметь ежели что. Церкви-то нет здесь. Иконы вот у нас стоят по сто лет, еще от дедов наших. Последние годы изредка в Дикий стал наведываться "уазик" с продуктами. Один из зубово-полянских коммерсантов решил подзаработать, организовав для поселка своеобразный выездной магазин.
А еще в Дикий частенько заглядывают охотники из окружных сел, только местные их не выдают. - Это раньше охотниками-то были, а теперь вона - тут зона охраняемая стала. И называются они уже браконьерами, - рассказывают дикинцы. - Да зачем уж так. Все равно рыбы, птицы да зверя тут еще на десять веков хватит, не переведется.
Именно охотникам дикинцы порой продают свой товар. Самым большим спросом пользуется здесь мед. Он чистый, без всяких примесей и считается лечебным. Дикинцы умудряются продать трехлитровую банку липового за 500 рублей.
- Да за деньгами мы не гонимся, - смеются жители поселка, - где нам их тратить? Но труд свой ценим. Дети научили. - А народ сюда еще придет, - уверены дикинцы, - вон времена какие неспокойные бывают. А здесь - свой мир.
Как глаз бури, это точка посреди урагана. В его центре всегда тихо и спокойно. Все вокруг рушится, и только это место остается нетронутым. Это про нас, и это хорошо. Еще сотни и сотни лет будут у мореного дуба петь песни, а вечерами - гореть костры. Самые горячие и красивые в мире...

Мифы и легенды давно закрепились в нашем сознании, как что-то имеющее мало общего с реальностью. Однако не бывает дыма без огня и в каждой из подобных историй есть доля правды. Предлагаем вашему вниманию топ самых мест в Мордовии.

Проклятие Сивиньских оврагов

В Республике Мордовия, есть загадочное и таинственное место, которое проклято местными жителями. В окрестностях протекает речка Сивинь, недалеко расположено село с тем же названием. Это Сивиньские овраги, растянувшиеся на несколько километров в длину. С давних пор это место обладает плохой энергетикой.

Волшебный дуб

Этому дереву более 600 лет. Народная молва гласит, что оно помогает родить здоровых детей, сохранить семейное счастье и выполняет разные заветные желания. Дуб растет в Симкинском природном парке Мордовии и не только стал местной достопримечательностью, но даже официально получил статус памятника живой природы России.

Чудеса в больнице

Саранской больничной церкви Луки Крымского, которая расположена на территории Республиканского психоневрологического диспансера, несколько лет назад была подарена икона Богородицы. Какое-то время она стояла в церкви, прислоненной к стене. И вдруг на образе сам собой, А на обратной стороне иконы неожиданно возник лик святого Николая Чудотворца. Икону поместили в деревянный оклад, и она стала особо чтимой святыней храма.

А какие вы знаете загадочные места в Мордовии? Свои комментарии оставляйте под новостью.

Большая часть преданий Мордовии связана с подземельями: там ждут своего часа волшебная труба и разбойничье золото, глубоко под землей прорыты секретные тоннели и конспиративные ходы. Почти все легенды основаны на реальных исторических событиях.

Труба князя Тюшти.

Самое известное предание Мордовского края связано с именем Тюшти - былинного князя (или царя) всей мордвы, жившего в X веке. По легендам, записанным краеведом XIX века Иваном Дубасовым, Тюштя жил на Зубово-Полянской земле недалеко от места, где сейчас стоит село Ширингуши. Тюштя был справедливым и могучим вождем, именно он помирил враждовавшие мордовские роды. А потом ушел (легенда не поясняет куда - может быть, на новые земли), но оставил народу свою трубу - тораму. По одной версии, торама была скрыта в ветвях деревьев, по другой - в земле. Найти тораму было суждено лишь избранному. По завету Тюшти в день, когда враги придут на его землю, людям нужно протрубить в тораму. Тогда он вернется к своему народу и накажет недругов.

Эта красивая легенда похожа на историю короля Артура или Лоэнгрина. Как он, Тюштя, ушел неизвестно куда, но обещал вернуться. Где он сейчас? Спит волшебным сном? Легенды указывают на этот вариант.

20 бочек золота.

Другое преданье старины глубокой связано с Краснослободским районом. По легенде, в 1870-х годах по лесным дорогам тогда еще Краснослободского уезда везли жалованье солдатам в Сибирь - 20 бочек с золотом. На караван напали разбойники. Золото отбили и спрятали в лесах у реки Сивинь, атаман шайки сбежал в Харбин, а залегших на дно разбойников постепенно перебили. Золото же осталось в лесу. И по сей день его ищут кладоискатели со всей России. Но ничего не находят.

А.Лютов, краевед: "Однажды мне поступил интересный заказ. За очень большие деньги предложили составить карту клада золотых монет. Но делать это опасно даже спустя столько лет. Как меня ни упрашивали, я не согласился. Никаких денег не надо!".

Потайной ход под рекой Мокшой.

Легенда в духе готических романов связана с самим старинным городом Краснослободском. Крепость Красная Слобода была построена в 1571 году. Постепенно городок за дубовыми стенами развивался, в пяти верстах от него был построен Спасо-Преображенский мужской монастырь. Обитель сохранилась до наших дней. Жива и легенда: из Краснослободской крепости к монастырю в былые времена проложили подземный ход. А сейчас в нем спрятаны монастырские ценности и древние книги. Для тех, кто не знает: город и святую обитель разделяет река Мокша. Но те, кто верит в легенду, считают, что ход идет под руслом реки. Говорят, что это вполне реально: писал же известный отечественный археолог и спелеолог Игнатий Стеллецкий о ходах под Москвой-рекой.

Легенды о подземных ходах связаны практически со всеми старыми зданиями города. Особенно часто туннели упоминаются в связи с подвалами школы (бывшего духовного училища). В них видели тяжелую, обитую железом дверь, на которой висел большой замок. И в особняке Севастьяновых, который был построен на месте Покровского женского монастыря, есть глубокие подвалы, по легенде, имевшие выход в подземелья города. Особенно много легенд о подземных ходах связаны с бывшим Успенским женским монастырем (сейчас это корпуса районной больницы). Все строения монастыря соединялись друг с другом подземными ходами. Но попытки проникнуть глубоко в подвалы сохранившихся зданий кончались неудачей: огромные горы мусора и земли не дают это сделать. И большинство провалов и колодцев на месте старых ходов было засыпано, двери в них замуровывались, сами ходы обваливались естественным путем.

Подземные ходы.

В Саранске тоже есть легенда, связанная с подземельем. Дескать, здешние старожилы помнят: под современными дорогами и тротуарами в историческом центре города скрыты дореволюционные подземные ходы. Один из них якобы идет от места, где стоял Петропавловский монастырь (сейчас там возведен Свято-Феодоровский кафедральный собор), до старого городского острога (тюрьмы). Здание острога сохранилось до наших дней. Во время Великой Отечественной войны в нем были устроены квартиры и в одной из них жил сосланный в Саранск знаменитейший советский филолог М.М. Бахтин. Сейчас в здании работает часть сотрудников городской администрации.

С.Зеткин, историк: "За легендой вполне могут стоять реальные исторические факты. Подземные ходы под монастырями делались во многих городах Поволжья, например в Пензе. Логично, что такой ход мог идти и от Петропавловского монастыря. В пользу легенды говорит один факт. В 1960-х годах ремонтировали дорогу на улице Советской, примерно посередине монастырского хода. Отбойные молотки рабочих вдруг ушли в пустоту. Любопытные заглядывали в дыру, образовавшуюся посреди улицы. Говорили, что видели кирпичные своды и тоннель. На место ЧП прибыли чиновники. Дыру велели заделать".

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!