Презентация на тему "особенности внешнего строения дождевого червя ". Тема: Кольчатые черви. Строение дождевого червя Лабораторная работа по биологии дождевой червь

Цель: Изучить внешнее строение дождевого червя.

Оборудование: живые дождевые черви, чашки Петри (одноразовые стаканчики), пинцеты, фильтровальная бумага, лупы, кусочки репчатого лука.

Ход работы

На мультимедийной доске воспроизводятся этапы лабораторной работы, которую обучающиеся делают и записывают на рабочих местах.

1. Рассмотрите тело дождевого червя.

Определите размер тела червя (длину и толщину) с помощью линейки (bio_2007_053_p,:1.1, 1.2)

Длина тела взрослого дождевого червя обычно составляет 15 – 20 см.

Определите сегментированность туловища. Выясните, одинаковая сегментированность туловища на всем протяжении тела червя (BIOLOG_2.5.4.1.1p20_1_dozhd_chyerv_1_u.: подсказка)

Одинаковые сегменты.

Определите форму тела, выясните, чем спинная сторона тела отличается от брюшной.

Выпуклая (спинная) и плоская (брюшная)

Определите окраску тела. Выясните, чем спинная сторона тела отличается от брюшной.

Найдите передний (более заострённый, ближний к пояску - утолщению на переднем конце тела) (bio_2007_053_p,:1.3; BIOLOG_2.5.4.1.1p20_1_dozhd_chyerv_1_u.:5.1) и задний (более тупой) концы тела (bio_2007_053_p,:1.4),

Передний конец тела червя с ротовым отверстием. Небольшая подвижная лопасть впереди рта расположена на брюшной стороне тела. У дождевого червя она не имеет ни глаз, ни щупалец.

Задний конец тела червя с анальным отверстием. поясок. Определите, на каких сегментах тела находятся поясок. (bio_2007_053_p,:1.5; BIOLOG_2.5.4.1.1p20_1_dozhd_chyerv_1_u.:5.2)

Железистое утолщение покровов. Во время размножения клетки пояска выделяют вещество кокона, в который помещаются оплодотворённые яйца. Обратите внимание на тончайший слой кутикулы, выделяющийся кожным эпителием и покрывающим всё тело.

2. Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она - сухая или влажная?.

3. Осторожно прикоснитесь кусочком фильтровальной бумаги к коже червя (bio_2007_053_p,:1.6).

Кожный эпителий дождевых червей богат слизистыми желёзками. Поэтому их кожа постоянно увлажнена. Это имеет большое значение в дыхании, которое происходит через покровы тела при передвижении в почве

4. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего к переднему концу (вы ощутите прикосновение щетинок). Рассмотрите с помощью лупы расположение щетинок на теле червя (BIOLOG_2.5.4.1.1p20_1_dozhd_chyerv_1_u.:5.3).

Каждый сегмент тела, кроме головной лопасти, несёт 8 попарно сближенных щетинок, так что вдоль тела тянется 4 двойных ряда щетинок. Дождевой червь передвигается с помощью сокращений тела. При передвижении в почве большую роль играет попеременное вытягивание и расширение переднего конца тела, вызывающее раздвигание почвенных частиц. Немалую роль в процессе передвижения имеют и щетинки, которыми червь цепляется за субстрат.

5. Как вы думайте, какое значение имеют такая кожа и такие щетинки для жизни червя в почве?

6. Понаблюдайте за червем, ползающим по бумаге (прислушайтесь, не шуршит ли он щетинками) (bio_2007_053_p,:2.1).

При передвижении червя по шероховатой бумаге слышно шуршание щетинок о бумагу. Червь цепляется щетинками за субстрат.

7. Понаблюдайте за червем, ползающим по стеклу, смоченным водой. Как он передвигается (bio_2007_053_p,:2.2)?

При передвижении по стеклу (гладкая поверхность) не слышно шуршание щетинок: червь не цепляется за гладкий субстрат щетинками. Тело червя сильно вытягивается, наблюдаются поочерёдные сокращения мышц по всей длине тела.

8. Дотроньтесь до разных участков тела дождевого червя кончиком карандаша. Что наблюдаете?

9. Поднесите к переднему концу тела червя кусочек лука. Что наблюдаете?

Раздражимость, защитный рефлекс.

10. Сделайте вывод об особенностях строения и передвижения дождевого червя в связи со средой обитания.

Малощетинковые черви имеют удлиненное сегментированное тело. Поверхность тела постоянно увлажнена за счёт выделения железами кожного эпителия слизи. Это имеет большое значение для дыхания. Передвижение малощетинковых происходит за счёт мышечных сокращений. Но немалую роль в передвижении малощетинковых играют и щетинки, которыми червь цепляется за субстрат. Развита нервная система: обладают раздражимостью, защитными рефлексами.

Задание на дом параграф 13

ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ

    Черви кольчатые - тип беспозвоночных животных, имеющих вторичную полость и членистое строение тела. Кровеносная система замкнутая, нервная система узлового типа, органы выделения - метанефридии. Дыхание жаберное или кожное. Способны к регенерации. Представители: дождевой червь, нереида, пиявка.

    Полость тела первичная - пространство внутри тела животного, в котором расположены внутренние органы. У круглых червей появляется первичная полость (схизоцель), образованная эктодермой и энтодермой, она заполнена полостной жидкостью, в которую погружены кишечник и половые органы. Выполняет роль гидроскелета, участвует в выделительной и половой функциях.

    Полость тела вторичная - пространство внутри тела животного, в котором расположены внутренние органы. По мере развития мезодермы формируется вторичная полость (целом), со всех сторон выстланная эпителием. Впервые появляется у кольчатых червей и характерна для моллюсков и хордовых животных. Заполнена жидкостью и соединена с окружающей средой через выделительную и половую системы.

    Кровеносная система - система органов кровообращения, состоит из сердца и кровеносных сосудов. 1) Незамкнутая кровеносная система характерна для моллюсков, членистоногих. Кровь поступает из сердца по кровеносным сосудам в полость тела, омывает все органы, осуществляя газообмен, после чего вновь собирается в кровеносных сосудах. 2) Замкнутая кровеносная система характерна для кольчатых червей, хордовых. Кровь циркулирует по замкнутой системе сосудов, образующих один (кольчецы, ланцетники, рыбы) или два (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) круга кровообращения.

Таблица 1. Характерные черты типа Кольчатые черви

Лабораторная работа №10

Внешнее строение дождевого червя

Цель: изучить внешнее строение дождевого червя в связи с приспособлениями к среде его существования.

Материалы и оборудование: живые крупные дождевые черви, ручная лупа, лист белой бумаги.

Ход работы

    Поместите живого дождевого червя на лист бумаги. Когда он начнёт двигаться, прислушайтесь (в тишине можно услышать, как брюшные щетинки скребут по бумаге).

    Рассмотрите червя, пользуясь ручной лупой. Найдите его передний и задний концы, поясок. Обратите внимание на передний конец тела – он толще заднего и темнее окрашен.

    Определите форму тела и размеры червя. Определите брюшную и спинную стороны. Рассмотрите окраску тела на спинной и брюшной стороне.

    Проведите пальцем вдоль тела червя по брюшной стороне от заднего конца к переднему. Таким образом можно обнаружить щетинки.

    Зарисуйте внешнее строение дождевого червя, отметив щетинки, сегменты (членики) тела, ротовое отверстие, поясок, анальное отверстие.

    Напишите, как обнаруженные вами особенности строения дождевого червя связаны со средой его обитания, учитывая, что дождевые черви живут во влажной почве, богатой перегноем, и питаются органическими веществами почвы.

    Делая выводы, обратите внимание на тесную связь особенностей строения организмов со средой их обитания.

Рисунок 1. Внешний вид дождевого червя

Рисунок 2. Внешнее строение дождевого червя

Рисунок 3. Особенности движения дождевого червя

Рисунок 4. Особенности размножения дождевого червя


Рисунок 5. Размножение дождевого червя

Рисунок 6. Коконы с яйцами дождевого червя

Слайд 2

  • Биологический журнал
  • « Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве»
  • Кичева Н.Г МБОУ «СОШ№92 г. Вельск 2014г.
  • Слайд 3

    Цель:

    • Выяснить особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве - как представителя малощетинковых червей;
    • Продолжить формирование умений наблюдения за животными посредством выполнения лабораторной работы.

    Страница 1

    Слайд 4

    Среда обитания дождевого червя

    Страница 2

    Слайд 5

    Место дождевого червя в систематике

    • Классификация червей
    • Малощетинковые (Олигохеты) – 3100 видов
    • Многощетинковые
    • (Полихеты) – 5300 видов
    • Пиявки – 300 видов

    Страница 3

    Слайд 6

    Исследовательская страничка

    • Лабораторная работа
    • «Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве»

    Страница 4

    Слайд 7

    • Ход работы:
    • 1. Рассмотрите живого дождевого червя, определите форму его тела, окраску, размеры. Обратите внимание на его кольчатое строение. Зарисуйте внешний вид червя в тетради.
    • Сегменты (100-180)

    Страница 5

    Слайд 8

    • 2. Найдите у червя передний конец тела и ротовое отверстие на нем. Укажите на рисунке передний конец тела. Рассмотрите на нем утолщение из семи колец- это поясок, отметьте его на рисунке.
    • Ротовое отверстие
    • Головная лопасть
    • Поясок (5-7 сегментов)
    • Сегменты (100-180)

    Страница 6

    Слайд 9

    Лабораторная работа«Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве»

    • 3. Найдите задний конец тела дождевого червя и на нем отверстие, через которое выбрасываются непереработанные остатки пищи,- это анальное отверстие. Отметьте его на своем рисунке в тетради.
    • Ротовое отверстие
    • Головная лопасть
    • Поясок (5-7 сегментов)
    • Сегменты (100-180)

    Страница 7

    Слайд 10

    • 4. Проведите пальцем вдоль брюшной стороны от переднего к заднему концу тела. Что ощущаете? Рассмотрите с помощью лупы эти щетинки. Поместите червя на бумагу и обратите внимание на характер его движения. Какое значение в жизни червя имеют щетинки?
    • Щетинки

    Страница 8

    Слайд 11

    • 5. Обратите внимание на кожу червя, определите, какая она - сухая или влажная? Подумайте, какое значение имеет такая кожа для жизни в почве.
    • Ротовое отверстие
    • Головная лопасть
    • Поясок (5-7 сегментов)
    • Сегменты (100-180)
    • Анальная лопасть с анальным отверстием
    • Кожный эпителий

    Страница 9

    Слайд 12

    • Кожный эпителий
    • Кольцевые мышцы
    • Продольные мышцы
    • Кожный эпителий + кольцевые и продольные мышцы = кожно-мускульный мешок.

    Страница 10

    Слайд 13

    Лабораторная работа «Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве»

    • 6. Прикоснитесь палочкой или пинцетом к различным участкам тела дождевого червя. Как реагирует червь на эти прикосновения?
    • В коже есть осязательные и светочувствительные клетки

    Страница 11

    Слайд 14

    Аналитическая страничка

    • Каковы приспособления дождевого червя к условиям жизни в почве?
    • 1. Тело вытянутое, с мощным кожно-мускульным мешком.
    • 2. На каждом сегменте по 4 пары щетинок, направленных назад.
    • 3. Тело влажное, покрытое слизью, с кожными железами.
    • 4. В коже есть осязательные и светочувствительные клетки

    Страница 12

    Слайд 15

    Подведём итоги

    • Ротовое отверстие
    • Головная лопасть
    • Поясок (5-7 сегментов)
    • Сегменты (100-180)
    • Анальная лопасть с анальным отверстием
    • Кожный эпителий

    Страница 13

    Слайд 16

    Домашнее задание

    • §19, стр. 87-89
    • Дооформить лабораторную работу.
    • (Не забудьте вымыть руки после лабораторной работы!!!)

    Страница 14

    Посмотреть все слайды

    Цели урока. Показать характерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя. Выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе.

    Методы . Рассказ, беседа, самостоятельные наблюдения.

    Оборудование. Натуральные пособия . Живые дождевые черви, предварительно вымытые и помещенные в пробирки крупного размера или стеклянные банки, закрытые пробками или стеклами. Влажные препараты аскариды, цепня (солитера), пиявок и др. Изобразительные пособия . Таблицы с изображением аскариды, солитера, пиявки, печеночного сосальщика. Вспомогательное оборудование . На столах учащихся листы белой бумаги, стеклянные пластинки размером не менее 10X10 см, стеклянные палочки, препаровальные иглы, уксус в пузырьке, репчатый лук, нарезанный кусочками, ванночка, лупы, линейки. На столе учителя две стеклянные банки (размером не менее литра) с чередующимися слоями чернозема и песка.

    ХОД УРОКА

    Проверка знаний.

    Учитель предлагает всему классу вопросы: какими способами размножается гидра? Что указывает одноклеточная стадия в развитии гидры? С какими представителями кишечнополостных животных вы познакомились?

    В чем их отличие от гидры и с чем это связано? Какие типы животных вы изучили?

    Изучение нового материала .

    Вступительный рассказ. Учитель рассказывает, какие животные относятся к червям, демонстрирует таблицы с их изображением и препараты- (дождевого червя, аскариды, солитера, пиявок, печеночного сосальщика и др.). Учитель указывает, что черви имеют разную величину, форму и внутреннее строение, и предлагает начать изучение червей с распространенного и всем известного дождевого червя.

    Беседа по вопросам. Для выяснения представлений учащихся о дождевых червях учитель спрашивает: где встречаются дождевые черви? Легко или трудно вытянуть из земли уползающего туда дождевого червя? Почему? Чем питаются дождевые черви? В чем польза дождевых червей?

    Знания учащихся жизни дождевого червя учитель дополняет, рассказывая, что для дыхания дождевого червя нужен кислород, который он получает из воздуха, находящегося в почве.

    Необходимо подчеркнуть значение дождевых червей в разрыхлении почвы и проникновении в нее воздуха и влаги, необходимых для растений. Пропуская через свой кишечник землю, они выносят постепенно почву из более глубоких слоев на поверхность, Еще Ч. Дарвин указывал, что за один год на площади 1 кв. м дождевыми червями было вынесено на поверхность до 4 кг сухого веса почвы. Перемешивая почву и затаскивая в свои норы части растений, черви способствуют накоплению в почве органических веществ.

    Дождевые черви служат кормом для рыб и домашней птицы, С этой целью червей разводят. Учитель подчеркивает необходимость охраны дождевых червей.

    Опыт, показывающий перемешивание почвы в результате деятельности дождевых червей. Взять 2 стеклянные банки (емкостью не менее 1 л), пронумеровать их: № 1 и 2. Примерно 1\3 каждой банки засыпать черноземом, затем равномерным слоем песка толщиной 2 см, а сверху опять насыпать чернозема и увлажнить водой. В банку № 1 поместить 5 червей, а банку № 2 оставить без червей для контроля!

    В последующие дни 1-2 учащихся поддерживают почву во влажном состоянии и записывают происходящие изменения. О результатах наблюдений они расскажут на следующем уроке.

    Если этот опыт был поставлен ранее членами кружка юннатов, то он может быть продемонстрирован на данном уроке.

    Самостоятельные наблюдения. Подготовка учащихся к самостоятельной работе. Учитель говорит, что учащиеся должны изучить внешнее строение дождевого червя самостоятельно по письменной инструкции. Инструкция зачитывается вслух (тут же выясняется, что непонятно). Дежурные раздают дождевых червей (желательно каждому ученику).

    Инструкция для наблюдений

    Цель работы. Установить характерные особенности внешнего строения дождевого червя и их соответствие условиям жизни в почве. Выделить черты более высокой организации по сравнению,с пресноводной гидрой.

    Вопросы и задания

      Рассмотрите дождевого червя и определите форму его тела. Что видно на теле?

      Пользуясь лупой, рассмотрите концы тела дождевого червя. Сравните их и определите передний и задний конец. Где находится утолщение?

      Рассмотрите верхнюю и нижнюю часть тела дождевого червя, сравните и определите брюшную и спинную стороны.

      Проведите наблюдения за передвижением дождевого червя. Для этого перенесите его в. ванночку, а затем:

    а) измерьте длину тела в момент наибольшего растяжении в момент наибольшего сокращения, изобразите это в тетради;
    б) пронаблюдайте передвижение дождевого червя на стекле и на бумаге, сравните;
    в) проведите пальцем вдоль тела от заднего конца к переднему. Что вы обнаружили и на какой стороне? Рассмотрите в лупу.

      Для выяснения ориентировки дождевого червя во внешней среде проделайте следующее:

    а) прикоснитесь препаровальной иглой к телу дождевого червя (что произошло?);
    б) поднесите к переднему концу червя кусочек лука или смоченную в уксусе стеклянную палочку, не дотрагиваясь до его тела (что произошло?);
    в) наведите с помощью лупы луч света на передний конец червя (что наблюдаете?).

    Какое явление происходит во всех проделанных вами опытах?

    Заключительная часть урока После самостоятельной работы необходимо некоторые представления уточнить и расширить. Для этого учитель спрашивает учащихся, как передвигается дождевой червь?

    Прослушав ответы учащихся, учитель дополняет их, указывая, что у дождевого червя, в отличие от гидры, под кожей находятся хорошо развитые мышцы. Учитель предлагает подумать над вопросом, почему тело червя при движении становится то длинным и тонким, то коротким и толстым, как расположены мышцы. Затем на доске он дает пояснительный схематический рисунок, а учащиеся делают его у себя в тетрадях.

    Учащиеся отвечают на следующие вопросы: что произойдет с. телом дождевого червя, если сокращаются кольцевые мышцы? А если продольные? Какой можно сделать вывод?

    Затем учитель дает понятие о двусторонней симметрии, предварительно предложив учащимся вспомнить о лучевой симметрии кишечнополостных. Следует подчеркнуть, что развитие двусторонней симметрии связано с обособлением у животных переднего и заднего концов тела, спинной и брюшной сторон. Тело таких животных можно мысленно рассечь только на две симметричные, зеркально похожие части.

    Двустороннесимметричное строение имеют почти все известные животные. Это же строение люди придают искусственным приспособлениям, предназначенным для поступательного движения, например простой тачке, автомобилю, самолету.

    Предлагается подумать учащимся над вопросами: удобно ли было бы плавать на воде не в лодке, а в круглой лучевой лохани? Что получилось бы, если бы телега была сделана несимметрично - правое колесо больше или меньше левого?

    В заключение учитель указывает, что развитие двубоковой симметрии у животных является признаком более высокой организации его строения.

    Задание на дом .

    Написать все характерные особенности дождевого червя во внешнем строении, которые отличают его от пресноводной гидры.

    Тема: Кольчатые черви. Строение дождевого червя.

    Цель: изучение нового материала

    Задачи:

    Образовательная: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями, их происхождении от примитивных плоских червей; выяснить роль кольчатых червей в природных сообществах.

    Развивающая: продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать с таблицами, выполнять лабораторную работу по инструкции, наблюдать, решать проблемные вопросы.

    Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; уважительное отношение к «червякам», к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе.

    Оборудование: таблицы, рисунки с изображением схем строения кольчатых червей, многообразие их видов; видео ролик о кольчатых червях; цифровой микроскоп; микропрепараты; раздаточный материал.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    2. Проверка домашнего задания.

    Задание: Повторение темы «Круглые черви»

    Вариант 1

    Вариант 2

    1. Найдите общее понятие:

    2. Из 4 слов только 3 объединены общим понятием: гермафродиты, раздельнополые, кутикула, половой диморфизм.

    Какое слово лишнее?

    3. Выберите из предложенного списка меры профилактики аскаридоза:

    1. Санитарное благоустройство жилищ (водопровод , канализация)

    6. Очистка питьевой воды

    Сверьте с образцом на доске.

    1. Найдите общее понятие:

    2. Из 4 слов только 3 объединены общим понятием: рот, стилет, кутикула, анальное отверстие.

    Какое слово лишнее?

    3. Выберите из предложенного списка меры профилактики энтеробиоза:

    2. Санитарный контроль продуктов

    3. Соблюдение правил личной гигиены

    4. Обезвреживание фекалий, используемых в качестве удобрений

    5. Систематические медицинские осмотры

    6. Очистка питьевой воды

    Сверьте с образцом на доске.

    3. Изучение нового материала.

    1) Введение в тему. Беседа.

    Учитель: Вы уже знаете, что червеобразность – одна из классических моделей природы – представлена тремя основными вариантами: плоские, круглые, кольчатые.

    Как вы думаете. Почему они изучаются в этой последовательности?

    Учащиеся: Так в процессе эволюции происходило усложнение их организации.

    Учитель: Вспомним по одному представителю каждого типа: сосальщик, аскарида, дождевой червь. Кто из них на ваш взгляд, более всего соответствует обыденному представлению о животных как активных охотниках за пищей? На чем основано ваше мнение?

    Активная локомоция у многоклеточных животных требует развития мышц и опорного аппарата для них. Мышечный аппарат всех червей представлен кожно-мышечным мешком, но опорный орган в виде гидроскелета появляется впервые только у круглых червей. Первичная полость нематод, заполнена жидкостью, не отделена от внутренних органов. Представьте, что такая «модель» размером с дождевого червя, а не микроскопическая, как свободноживущие нематоды, проходит испытание на прочность в плотном грунте, ей приходится протискиваться через острые частицы горных пород. Что произойдет при повреждении кожно-мышечного мешка? Полостная жидкость вытечет, кожно-мышечный мешок утратит опору, и организм погибнет.

    Эту проблему природа решила 600 млн. лет назад, создав вторичную полость – целом. Современные кораблестроители используют «достижения» природной лаборатории для повышения «живучести» крупных судов, в особенности подводных лодок. Что же это за приспособления? Тело животного разделяется на сегменты, выложенные внутри эпителием. Перегородки между сегментами, а также правой и левой половинками каждого сегмента состоят из двойного слоя клеток. При повреждении кожно-мышечного мешка полостная жидкость вытекает только из одного сегмента. Так трюм корабля разделяется переборками, и пробоина не всегда приводит к гибели судна. Такое строение полости тела организма оказалось очень удачным. Им обладает самый многочисленный тип животных – Членистоногие, но ближе всего к исходному плану строения – кольчатые черви. Именно с них мы и начнем изучение новой группы животных – высшие беспозвоночные. Они успешно решили проблему активного передвижения

    2) Объявление темы урока. Постановка познавательной задачи.

    Учитель: Сегодня на уроке, знакомясь с этими животными, мы должны выяснить два главных момента.

    Как строение кольчатых червей связано с их образом жизни?

    В чем заключается взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности кольчатых червей?

    3) Решение познавательной задачи .

    1. Рассказ. Общие сведения о кольчатых червях и их происхождении.

    Они распространены во всех географических поясах. Однако большее число видов обитает в теплых областях.

    Тело кольчатых червей вытянутое, круглое или овальное на поперечном разрезе. Тело разделено перетяжками на членики. Дождевой червь, трубочник, медицинская пиявка, нереида, пескожил – все это представители типа кольчатых червей. Мы познакомимся с особенностями образа жизни, строения и процессами жизнедеятельности их на примере дождевого червя

    2. Индивидуальная и парная работа. Образ жизни дождевого червя.

    Задание: внимательно прочитайте текст об образе жизни дождевого червя, а затем обсудите ответы на вопросы.

    Текст:

    Вопросы:

    3. От каких факторов среды зависит жизнь дождевого червя?

    (в засушливую погоду, при недостатке влаги, процессы жизнедеятельности затруднены и черви погружаются в глубокие и более влажные слои почвы; в зимнее время они стремятся опуститься ниже глубины промерзания почвы)

    3. Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя». (инструктивная карточка)

    Задание: Рассмотрите внимательно рисунки, просмотрите внимательно видео фрагмент и выполните задания лабораторной работы в рабочей тетради. Итогом вашей работы должен быть вывод, основа которого дана в инструктивной карточке.

    Комментарий учителя к видеофрагменту: Когда дождевые черви передвигаются в рыхлой почве, они передним концом тела раздвигают ее частицы. В плотной почве черви проедают себе дорогу – пропускают почву через кишечник, выбрасывая ее через анальное отверстие. Тело дождевого червя может укорачиваться и утолщаться либо удлиняться и утончаться. Изменения в длине и толщине тела происходят благодаря работе кольцевых и продольных мышц. Путем их попеременного сокращения и расслабления червь передвигается.

    Вывод: Дождевые черви имеют……………………… окраску. Тело червя сильно вытянуто в …………… . Передний конец тела более ………………… и по цвету …………………… заднего. Ближе к переднему концу тела заметно утолщение - …………………….. . Он имеет значение при размножении. Тело разделено на большое число колец – члеников. На брюшной стороне каждого членика расположены по четыре пары ………………….. . Они имеют опорное значение при прокладывании ходов в почве. При передвижении дождевого червя его тело либо ……………… и ………………., либо ………………. и ……………… .

    4. Индивидуальная работа учащихся; рассказ учителя. Внутреннее строение и жизнедеятельность кольчатых червей.

    Задание для учащихся: внимательно слушайте учителя, записывая кратко особенности внутреннего строения по предложенному алгоритму. Произведите взаимопроверку с соседом по парте, сравнивая ответы с текстом учебника.

    Алгоритм

    2. Полость тела

    Учитель: Снаружи тело покрыто тонким слоем кутикулы, которую вырабатывает кожный эпителий. Под ним лежат кольцевые и продольные мышцы. Кожный эпителий и мышцы образуют кожно-мускульный мешок. Наличие кожно-мускульного мешка обеспечивает сложность движений кольчатых червей.

    У кольчатых червей, как и у круглых, имеется заполненная жидкостью полость тела, которая расположена под кожно-мускульным мешком. Она образовалась не в результате разрушения клеток паренхимы, а из промежуточного слоя клеток – мезодермы. Такая полсть тела называется вторичной, или целомом.

    Пищеварительная система устроена значительно сложнее.

    Выделительная система представлена метанефридиями, которые расположены в каждом сегменте. Их воронка обращена в полость тела, а другой конец открывается наружу.

    У кольчатых червей впервые появляется кровеносная система. Она представлена спинным и брюшным сосудами. От них отходят многочисленные капилляры, которые несут обогащенную кислородом кровь от кожи ко всем органам и тканям. Кровь червя красного цвета. Движение крови по сосудам обеспечивают так называемые «сердца» - утолщенные поперечные кровеносные сосуды, расположенные в передней части тела. Кровь движется только по сосудам и не попадает в полость тела. Такая кровеносная система называется замкнутой.

    Органов дыхания нет. Он дышит всей поверхностью тела.

    Нервная система тоже устроена сложнее. Вокруг глотки располагаются соединенные между собой парные надглоточные и подглоточные нервные узлы. Узлы имеются и в каждом сегменте, образуя брюшную нервную цепочку. От нее отходят многочисленные нервы.

    Дождевые черви – гермафродиты. Однако оплодотворение у них перекрестное, так как в размножении принимают участие две особи. Развитие дождевого червя прямое. Из яиц выходят маленькие червячки.

    Бесполое размножение дождевых червей наблюдается крайне редко. Зато у них хорошо развита регенерация. Они весьма успешно восстанавливают поврежденные части тела и даже достраивают недостающий задний конец, если его отрезать. Передний конец тела восстанавливается редко и с большим трудом.

    5. Первичное закрепление.

    Учитель: Ребята, проверьте свои знания без текста учебника.

    Задание: Установите соответствие между органами, системами органов и их функциями. Соедините линиями, обозначьте цифрами.

    Системы органов Функции

    https://pandia.ru/text/78/130/images/image001_294.gif" width="38" height="21 src=">

    питательные вещества

    https://pandia.ru/text/78/130/images/image003_214.gif" width="38" height="21 src=">

    0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

    Вариант 1

    Вариант 2

    1. Найдите общее понятие:

    Аскарида, острица, ришта, филярия

    гермафродиты, раздельнополые, кутикула, половой диморфизм.

    Какое слово лишнее?

    3. Выберите из предложенного списка меры профилактики аскаридоза:

    1. Санитарное благоустройство жилищ (водопровод, канализация)

    2. Санитарный контроль продуктов

    3. Соблюдение правил личной гигиены

    4. Обезвреживание фекалий, используемых в качестве удобрений

    5. Систематические медицинские осмотры

    6. Очистка питьевой воды

    Сверьте с образцом на доске.

    1. Найдите общее понятие:

    Власоглав, почвенная нематода, мононх-однозуб, аскарида

    2. Из 4 слов только 3 объединены общим понятием: рот, стилет, кутикула, анальное отверстие.

    Какое слово лишнее?

    3. Выберите из предложенного списка меры профилактики энтеробиоза:

    1. Санитарное благоустройство жилищ (водопровод, канализация)

    2. Санитарный контроль продуктов

    3. Соблюдение правил личной гигиены

    4. Обезвреживание фекалий, используемых в качестве удобрений

    5. Систематические медицинские осмотры

    6. Очистка питьевой воды

    Сверьте с образцом на доске.

    Задание 3: Внимательно прочитайте текст об образе жизни дождевого червя, а затем обсудите ответы на вопросы с начало с соседом по парте и потом с учителем.

    Текст: Дождевые черви наиболее многочисленны в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. На поверхность почвы эти черви выползают в сумерки и ночью. Питаются дождевые черви перегнивающими травинками, опавшими листьями, перегноем. Дождевые черви живут во влажной почве. В сырую погоду, особенно после дождей, черви в большом количестве появляются на поверхности земли, ползают по садовым дорожкам, лежат на дне лужиц. Во время летних засух черви уходят на глубину 40-60 см, свертываются там клубками, иногда буквально завязываясь узлом, выделяют слизь и с ее помощью строят вокруг себя из почвенных частиц довольно прочную капсулу, впадая затем в пассивное состояние. Такая диапауза может продолжаться больше двух месяцев. В зимнее время черви находятся в нижней части своих ходов на глубине примерно 90-150 см.

    Вопросы:

    1. Почему это животное получило такое название?

    2. Почему после дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли?

    3. От каких факторов среды зависит жизнь дождевого червя?

    Задание 4: Рассмотрите внимательно рисунки, просмотрите внимательно видео фрагмент и выполните задания лабораторной работы(смотри инструктивную карточку) в рабочей тетради. Итогом вашей работы должен быть вывод, основа которого дана в инструктивной карточке.

    Задание 5: Внимательно слушайте учителя, записывая кратко особенности внутреннего строения по предложенному алгоритму. Произведите взаимопроверку с соседом по парте, сравнивая ответы с текстом учебника.

    Алгоритм

    1. Особенности кожно-мускульного мешка

    2. Полость тела

    3. Общий план строения пищеварительной системы

    4. Общий план строения выделительной системы

    5. Особенности строения кровеносной системы

    6. Особенности строения дыхательной системы

    7. Особенности строения нервной системы

    8. Особенности строения половой системы

    Задание 6: Установите соответствие между органами, системами органов и их функциями. Соедините линиями, обозначьте цифрами (смотри карточку).

    Задание 7: Рассмотрите на малом увеличении микроскопа готовый микропрепарат поперечного разреза дождевого червя. Используя рисунок в учебнике, выясните, какие органы дождевого червя видны на микропрепарате. Чем внутреннее строение дождевого червя отличается от внутреннего строения плоских и круглых червей?

    Подведение итогов урока:

    А) Прочитайте цель урока. Достигли ли Вы её? В какой степени? Б) Какие затруднения у Вас возникли? В) Оцените свою работу: «5» - если выполнили все предложенные задания; «4» - если выполнили 1-5 задания; «3» - если выполнили 2-4 задания.

    Домашнее задание.

    Карточка с заданиями

    Системы органов Функции

    Пищеварительная система А. Отвечает на раздражение

    Нервная система Б. Доставляет клеткам кислород и другие

    Питательные вещества

    Кровеносная система В. Осуществляет выделение жидких продуктов

    Выделительная система Г. Обеспечивает воспроизведение себе подобных

    Д. Управляет работой организма

    Система размножения Е. Осуществляет переваривание пищи

    Части организма

    1. Спинной и брюшной кровеносные сосуды 7. «Сердца»

    2. Метанефридии 8. Желудок

    3. Окологлоточное кольцо 9. Кишка

    4. Глотка 10. Рот

    5. Брюшная нервная цепочка 11. Яичники

    6. Пищевод 12. Семенники

    Лабораторная работа

    «Внешнее строение дождевого червя»

    Брюшные пучки щетинок дождевого червя (при увеличении в 100 и 300 раз)

    1. Рассмотрите внешний вид дождевого червя.

    Определите: - окраску тела,

    Длину тела,

    Толщину тела,

    Передний и задний концы тела,

    Сделайте рисунок червя.

    2. Рассмотрите брюшную часть тела дождевого червя.

    Чем она отличается от спинной?

    Найдите щетинки. Какова их функция?

    Сделайте рисунок щетинки.

    3. Запишите вывод.

    Вывод: Дождевые черви имеют……………………… окраску. Тело червя сильно вытянуто в …………… . Передний конец тела более ………………… и по цвету …………………… заднего. Ближе к переднему концу тела заметно утолщение - …………………….. . Он имеет значение при размножении. Тело разделено на большое число колец – члеников. На брюшной стороне каждого членика расположены по четыре пары ………………….. . Они имеют опорное значение при прокладывании ходов в почве. При передвижении дождевого червя его тело либо ……………… и ………………., либо ………………. и ……………… .

  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!